Методы исследования: историографический, поисковый, теоретико-аналитический, компаративный, экспериментально-исследовательский, констатирующий, эмпирический, корреляционный, результативно-итоговый, факторный анализ.
Изучение: методологических источников, директивных документов по проблеме образования; теоретический анализ научно-педагогической литературы по интеграции образования в Узбекистане и за рубежом:
Изучение: (с выделением соответствующих положений) оригинальной литературы на иностранных языках, ее критическое осмысление.
Изучение и анализ действующих учебных программ по предметам гуманитарного цикла, учебных планов и документации; изучение, анализ и обобщение передового опыта педагогов и учителей, работающих по интеграционным программам; статистический анализ.
Комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов: историко-логический, сравнительно-сопоставительный (сравнительно-педагогический); ретроспективный; моделирование, схематизирование, шкалирование графического изображения; диагностические методы: анкетирование; интервьюирование, беседы, собеседование, опрос; обсервационные: наблюдения, записи и протоколирования; изучение, анализ и обобщение исследовательских материалов.
Использованы: опросник Э. Стронга, модифицированный опросник В.Г. Норкидзе, тесты, разработанные М. Кучер, методика В.В. Синявского.
В констатирующем и формирующем эксперименте использовались авторские разработки: интегрированных курсов, программ и занятий.
Теоретические положения исследования соотносились с практическими результатами, которые отражены в схемах, таблицах и других визуальных материалов. Использовались приемы: подведение итогов, обобщение, вывод, заключение, резюмирование.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Интеграционные процессы в педагогической системе в Узбекистане являются объективными, которые в разных формах проходили на протяжении ХХ века.
2. С обретением независимости Узбекистана в конце ХХ века этот процесс приобрел интенсифицирующие и многовариантные тенденции, которые были связаны с процессами интеграции страны в мировое образовательное пространство.
3. Использованные в ходе такой интеграции педагогические системы Джона Дьюи, Селестена Френе и Ховарда Гарднера были призваны содействовать кодификации процессов интеграции в системе образования как социального заказа.
4. Зарубежный опыт и связанные с ними практические действия оказались инновационными и вступили в комплексное многоуровневое взаимодействие, иногда переплетающееся с дезинтеграцией с традиционной структурой образования.
5. В ходе
теоретического осмысления и практики использования зарубежного интеграционно-педагогического опыта в Узбекистане произошли процессы частичной синхронизации и адаптации зарубежных педагогических систем к отечественному образованию.
6. Выявление основных направлений образовательных реформ в республике с учетом конструктивных аспектов интеграции в зарубежных странах.
7. Реальность интеграции во взаимосвязи с зарубежными процессами в образовании, аксеологическая обоснованность их взаимозависимости и взаимообусловленности.
Другое по теме:
Масштабы проблемы
По оценкам специалистов, в Америке от дислексии страдают около 10 млн. человек. Ее проявлениями объясняется до 80% случаев низкой успеваемости. Между тем зачастую эта особенность функционального развития не имеет никакого отношения к истинным способностям человека. Известно, например, что дислексие ...
Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости
в старшем дошкольном возрасте
В данном параграфе будут рассмотрены вопросы возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости у дошкольников. Для этого нам необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие нам судить об сюжетно-ролевой игре ка ...
Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры здоровьесбережения
младших школьников
Формирующий эксперимент был направлен на проверку эффективности выделенных нами в теоретической части исследования педагогических условий формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников. Нами был предложен и проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающе ...