Методы исследования: историографический, поисковый, теоретико-аналитический, компаративный, экспериментально-исследовательский, констатирующий, эмпирический, корреляционный, результативно-итоговый, факторный анализ.
Изучение: методологических источников, директивных документов по проблеме образования; теоретический анализ научно-педагогической литературы по интеграции образования в Узбекистане и за рубежом:
Изучение: (с выделением соответствующих положений) оригинальной литературы на иностранных языках, ее критическое осмысление.
Изучение и анализ действующих учебных программ по предметам гуманитарного цикла, учебных планов и документации; изучение, анализ и обобщение передового опыта педагогов и учителей, работающих по интеграционным программам; статистический анализ.
Комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов: историко-логический, сравнительно-сопоставительный (сравнительно-педагогический); ретроспективный; моделирование, схематизирование, шкалирование графического изображения; диагностические методы: анкетирование; интервьюирование, беседы, собеседование, опрос; обсервационные: наблюдения, записи и протоколирования; изучение, анализ и обобщение исследовательских материалов.
Использованы: опросник Э. Стронга, модифицированный опросник В.Г. Норкидзе, тесты, разработанные М. Кучер, методика В.В. Синявского.
В констатирующем и формирующем эксперименте использовались авторские разработки: интегрированных курсов, программ и занятий.
Теоретические положения исследования соотносились с практическими результатами, которые отражены в схемах, таблицах и других визуальных материалов. Использовались приемы: подведение итогов, обобщение, вывод, заключение, резюмирование.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Интеграционные процессы в педагогической системе в Узбекистане являются объективными, которые в разных формах проходили на протяжении ХХ века.
2. С обретением независимости Узбекистана в конце ХХ века этот процесс приобрел интенсифицирующие и многовариантные тенденции, которые были связаны с процессами интеграции страны в мировое образовательное пространство.
3. Использованные в ходе такой интеграции педагогические системы Джона Дьюи, Селестена Френе и Ховарда Гарднера были призваны содействовать кодификации процессов интеграции в системе образования как социального заказа.
4. Зарубежный опыт и связанные с ними практические действия оказались инновационными и вступили в комплексное многоуровневое взаимодействие, иногда переплетающееся с дезинтеграцией с традиционной структурой образования.
5. В ходе
теоретического осмысления и практики использования зарубежного интеграционно-педагогического опыта в Узбекистане произошли процессы частичной синхронизации и адаптации зарубежных педагогических систем к отечественному образованию.
6. Выявление основных направлений образовательных реформ в республике с учетом конструктивных аспектов интеграции в зарубежных странах.
7. Реальность интеграции во взаимосвязи с зарубежными процессами в образовании, аксеологическая обоснованность их взаимозависимости и взаимообусловленности.
Другое по теме:
Порядок сбора информации в торговой организации
Можно выделить всего пять различных методов сбора необходимой информации. К ним относятся: наблюдение; экспериментальное наблюдение,; эксперимент; анализ документации; опрос. С их помощью собирается необходимый материал для выявления, анализа и решения поставленных проблем. Наблюдение сбора материа ...
Исторические и методические аспекты проблемы преподавания математики в
России
Долгое время история математического образования не являлась специальным объектом научных исследований, и ее отдельные грани освещались либо в рамках истории развития различных учебных заведений, либо в контексте истории математики, либо на фоне материалов, посвященных персоналиям. Поэтому отрадно ...
Модель подготовки будущих учителей к использованию игровых технологий
в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин
Проектируя теоретическую модель подготовки студентов к применению игровых технологий при изучении психолого-педагогических дисциплин, мы опирались на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную на кафедре педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Решение проблемы подготовки будущих ...