Педагогика и воспитание » Основы культурологического воспитания

Основы культурологического воспитания

Цель личностно-ориентированного образования – всестороннее культурное развитие личности. В соответствии с этим для нашего исследования представляют интерес работы, раскрывающие основы личностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

Важное место в системе личностно-ориентированного образования принадлежит технологическому, основы которого разработаны П.Р. Ату-товым, К.Ш. Ахияровым, Т.М. Геронимус, И.И. Зарецкой, В.М. Казакевич, С.Е. Матушкиным, В.А. Поляковым, В.Д. Симоненко, Р.З. Тагариевым, Н.А. Томиным, Ю.Л. Хотунцевым и др.

Образовательная область «Технология и предпринимательство» призвана воспитывать человека не только знающего, но и умеющего. Каждый человек в своей практической деятельности постоянно решает различные проблемные задачи. В настоящее время делаются попытки систематизировать проектную деятельность школьников и руководство ею со стороны учителя. Данное исследование посвящено изучению формирования технологической культуры личности в процессе проектного обучения. Технологическая культура личности предполагает овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ; социальных и экологических последствий применения технологий, методов борьбы с загрязнением окружающей среды; освоения культуры труда: планирования и организации трудового процесса, технологической дисциплины, грамотного оснащения рабочего места, обеспечения безопасности труда; компьютерной обработки документации; психологии человеческого общения, культуры человеческих отношений; основ творческой и предпринимательской деятельности. Обладатель технологической культуры умеет неординарно мыслить и действовать. Формирование технологической культуры личности – процесс длительный и непрерывный, его основы закладываются на начальном этапе обучения. Именно младший школьный возраст наиболее сенситивен к усвоению основ организации деятельности и формированию личностных качеств, от развития которых зависит дальнейшее функционирование личности.

Актуальность проблемы нашего исследования обусловлена противоречием между осознанием необходимости формирования технологической культуры личности и недостаточной разработанностью теоретических основ и методического оснащения. Исходя из названного выше противоречия, мы сформулировали проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования технологической культуры. Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования технологической культуры в процессе проектного обучения на уроках технологии и педагогические условия её эффективной реализации.

Объект исследования - учебный процесс. Предмет исследования - процесс формирования технологической культуры.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование технологической культуры если:

– разработана и внедрена модель формирования технологической культуры;

– использован практико-ориентированный подход;

– определена и реализована технология подготовки и переподготовки педагогических кадров.


Другое по теме:

Карандаш цветной
Цветные карандаши существуют почти так же давно, как и простые графитные. Карандаши цветные - идеальное средство для овладения секретами цвета. Ими пользовались великие колористы и знаменитые иллюстраторы. Они позволяют решать живописные задачи без лишних усилий. Цветными карандашами также можно до ...

Роль и функции школы в воспитании подростков
Формирование развитой личности – это конечная цель воспитания подростка в свете основных задач современного общества. Но эта цель не может быть реализована автоматически, без усилий со стороны. Во-первых, необходимо создать материальные возможности и социальные условия. Во-вторых, создать предпосыл ...

Психологические основы специальной педагогики
Психология аномального развития, или специальная психология, — область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения опред ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru