Новая педагогика » Занимательное изучение лексики и фразеологии » Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова

Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова

Страница 1

Во вступительной беседе следует кратко рассказать о многозначности (полисемии), которая придаёт чрезвычайную яркость и выразительность русской лексике.

Многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. Поскольку значение слова можно определить только в связи с другими словами, то и смысл многозначного слова можно определить лишь в контексте – в предложении или, в крайнем случае, в сочетании слов. Одно из значений многозначного слова должно быть основным или сходным, остальные же – это вторичные значения. pine прохождение на русском

С целью иллюстрации многозначности слова интересно процитировать стихотворение В. Остина:

Дорога

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящим у звёзд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

- До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Можно предложить детям ответить на шуточные вопросы:

Какой иглой не сошьёшь рубахи?

В каком магазине ничего не купишь?

Что можно набрать, ничего не беря в руки?

Можно ли считать, не имея в виду чисел?

Омонимы

Не следует смешивать многозначные слова с омонимами. Как бы не отклонилось вторичное значение слова от основного при многозначности, оно всё же не теряет с ним внутренней связи. Омонимы же - одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова. В большинстве случаев образовались они вследствие случайного совпадения различных слов. Так слово брак в значении супружество происходит от русского глагола брать (укр. побрались – поженились), а брак в смысле недоброкачественной продукции – от немецкого слова brack. Такое же совпадение возникло и в глаголе жать от совершенно различных слов жму и жну (первоначально они были различны: жьмти и жьнти).

Загадки

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несёт меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет)

Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкнуло в замке

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там всё время ни гугу.

(Ключ)

Игра «Уточни одним словом»

Ведущий записывает на доске омонимы: мир, свет, лук, брак, пол, мех, пар, рак, стопа, шашка, нота, ласка, топить и т.д.

Задача учащихся – записать данные омонимы парами и дописать к каждому из них по одному слову (любой части речи) так, чтобы уточнить его значение.

Загадки – шутки

Какое государство можно носить на голове?

Какой город летает?

В каком гнезде не бывает яиц?

Омофоны – это слова, совпадающие по произношению, но различные по написанию и значению. Например: Несёт меня лиса в дремучие леса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Уровень и специфические особенности мышления дошкольника
Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Психологические и ...

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах
Второй этап – основной (включает не только более полную, обширную, систематизированную, междисциплинарную информацию об игре, сущности, специфике игровой деятельности, теориях происхождения игры, различных игровых технологиях, о технике игры, но и первоначальный собственный опыт применения и проект ...

Результаты изучения сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений
На первом этапе была проведена диагностика знаний детей. Методика включала в себя несколько серий заданий. Серия 1 проводилась с целью исследовать знаний ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека. Давались следующие задания: Задани ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru