Педагогика и воспитание » Лингвометодические основы работы над агентивной лексикой, называющей лицо по профессии и роду занятий в начальной школе » Организация словарной работы в начальной школе

Организация словарной работы в начальной школе

Страница 1

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся.

В словаре-справочнике М.Р. Львова трактуется следующим образом: «Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее».

Однако словарной работе уделяется мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемым и труднопроверяемым написанием, данные в специальных списках для каждого класса. Из года в год их количество увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами устной и письменной работы. Методические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, а с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Ошибки на правописание безударных гласных, как известно, относятся к числу массовых ошибок, характерных для младших школьников.

Списки слов (словари для справок) с непроверяемым написанием даны в учебниках русского языка за 2-4 классы. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить вынесены на поля учебника. Кроме этих, так сказать компактных форм подачи материала, он рассыпан по каждому учебнику.

Слова с труднопроверяемым и непроверяемым написанием подчинены традиционному принципу. Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря. По преимуществу слова с традиционным написанием – это заимствованные слова из других языков. Одни пришли к нам недавно, другие в давние времена. Некоторые из них настолько «обрусели», что уже не воспринимаются как заимствованные.

Многие написания, относимые к числу непроверяемых, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника:

Аккуратный – от латинского слова akkuratus

Пассажир – от латинского слова passager

Трамвай – от английского слова tramway.

Иногда написание, считавшееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка:

Петух – от «петь»

Горох – содержит полногласие –оро-, в котором не бывает буква «а».

В обучении письму непроверяемых слов применяются следующие методы и приемы:

- Метод языкового анализа – приемы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;

- Зрительное запоминание – вместе с кинестезическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование плакатов и таблиц, выделение орфограмм цветным мелом, подчеркивание их в тетрадях, повторного письма слов;

- Сопоставление и противопоставление тематических групп заучивания слов, однокоренных слов, форм слова, сравнение по значению;

- Сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов;

- Составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций;

- Составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;

- Занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы. Составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов.

Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через 2 недели, ещё через 2 недели, затем через 2 месяца с целью контроля. Однако в практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 1-2 минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками. Такие диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произношением и прочее.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Особенности мыслительной деятельности
Мышление — это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через ум ...

Пути и способы решения проблем
Музыкальная педагогика - область и сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Поэтому необходимо сделать учебный процесс настолько интересным, чтобы ребенок пос ...

Упражнения для подготовки ролевой игры
Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящий для своего класса в зависимости от опыта учащихся. Для неуверенных в себе учеников можно использовать «разогревающее» пантомимического характера упражнения для того, чтобы ученики могли почу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru