Педагогика и воспитание » Лингвометодические основы работы над агентивной лексикой, называющей лицо по профессии и роду занятий в начальной школе » Организация словарной работы в начальной школе

Организация словарной работы в начальной школе

Страница 1

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся.

В словаре-справочнике М.Р. Львова трактуется следующим образом: «Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее».

Однако словарной работе уделяется мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемым и труднопроверяемым написанием, данные в специальных списках для каждого класса. Из года в год их количество увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами устной и письменной работы. Методические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, а с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Ошибки на правописание безударных гласных, как известно, относятся к числу массовых ошибок, характерных для младших школьников.

Списки слов (словари для справок) с непроверяемым написанием даны в учебниках русского языка за 2-4 классы. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить вынесены на поля учебника. Кроме этих, так сказать компактных форм подачи материала, он рассыпан по каждому учебнику.

Слова с труднопроверяемым и непроверяемым написанием подчинены традиционному принципу. Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря. По преимуществу слова с традиционным написанием – это заимствованные слова из других языков. Одни пришли к нам недавно, другие в давние времена. Некоторые из них настолько «обрусели», что уже не воспринимаются как заимствованные.

Многие написания, относимые к числу непроверяемых, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника:

Аккуратный – от латинского слова akkuratus

Пассажир – от латинского слова passager

Трамвай – от английского слова tramway.

Иногда написание, считавшееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка:

Петух – от «петь»

Горох – содержит полногласие –оро-, в котором не бывает буква «а».

В обучении письму непроверяемых слов применяются следующие методы и приемы:

- Метод языкового анализа – приемы звукобуквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;

- Зрительное запоминание – вместе с кинестезическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование плакатов и таблиц, выделение орфограмм цветным мелом, подчеркивание их в тетрадях, повторного письма слов;

- Сопоставление и противопоставление тематических групп заучивания слов, однокоренных слов, форм слова, сравнение по значению;

- Сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов;

- Составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций;

- Составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;

- Занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы. Составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов.

Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через 2 недели, ещё через 2 недели, затем через 2 месяца с целью контроля. Однако в практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 1-2 минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками. Такие диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произношением и прочее.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Роль и место индивидуальных заданий в процессе обучения информатике для старшеклассников с различной профессиональной ориентацией
Для того чтобы лучше разобраться в истоках и развитии профессиональной ориентации обратимся к истории. Начало профессиональной ориентации нередко относят к 1908 г. – это момен открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Но существует и другая точка зрения: профессиональная ориен ...

Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы
Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и на­блюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выпол­нению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверст­никами, бережного отношения к игрушкам и вещам, находя­щимся в общем пользо ...

Общая характеристика s-элементов IА-группы
Щелочные металлы В IA-группу входят s-элементы — щелочные металлы, исключительно важные для нормальной жизнедеятельности животных и человека. Наибольшее значение для живых организмов имеют макроэлементы натрий, калий. Как и многие другие биохимические процессы, перенос ионов Na+ и К+ через клеточны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru