Кроме того, при проведении всех этапов эксперимента обращалось внимание на степень самостоятельности (необходимость и характер помощи, наличие потребности в самостоятельном выполнении задания).
При проведении выше описанного наблюдения мы получили следующие результаты. Количественные показатели наблюдения эксперимента отражены в таблице 1.
Таблица 1
Поведение детей в свободной деятельности, способность выполнять элементарные действия по подражанию, по образцу и самостоятельно (%) (первая диагностика)
Степень самостоятельности |
Дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью |
Дети с легкой интеллектуальной недостаточностью |
Дети с нормальным интеллектуальным развитием |
Отказывается от выполнения любых действий |
18 |
0 |
0 |
Выполняет все с помощью |
73 |
40 |
0 |
Выполняет действия самостоятельно, но иногда требуется помощь |
9 |
40 |
33 |
Все выполняет самостоятельно |
0 |
20 |
67 |
Как видно из выше приведенных данных. Между детьми представленных трех категорий имеются существенные различия не только в познавательных возможностях, но и в выполнении элементарных действий в процессе режимных моментов, в уровне развития действий, направленных на обследование предметов в процессе игр и специально организованных занятий.
У детей с интеллектуальной недостаточностью встречались грубые ошибки, заключавшиеся обследовании предметов в процессе игры. Такие грубые ошибки редко встречались в действиях детей с нормальным интеллектуальным развитием, хотя они иногда нуждались в помощи педагога.
В процессе исследования среди детей с умеренной и тяжелой и легкой интеллектуальной недостаточностью выделилась небольшая группа детей, которые отказывались выполнять какие либо действия вообще.
Судить о способности детей выполнять элементарные действия по подражанию, по образцу и самостоятельно можно не только по количеству правильно выполненных действий, но и по анализу допущенных ошибок.
Анализ допущенных ошибок показал, что одни и те же рекомендуемые элементарные действия детьми выполняются неодинаково. Дети с интеллектуальной недостаточностью различной степени на начальных этапах обучения испытывают определенные трудности, и нуждаются в помощи взрослого. Рисунок 1 иллюстрирует данные убеждения.
Рис. 1 - Выполнение элементарные действия по подражанию, по образцу и самостоятельно (%)
Таким образом, по первой серии исследования можно сделать следующие выводы.
Другое по теме:
Анализ опыта реализации профильного обучения на примере
г. Комсомольска-на-Амуре Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре. Нами были опрошены учителя географии школ города. Учителям было предложено ответить на вопросы анкет. перва ...
Педагогические условия формирования правовой культуры личности
Правовоспитательная деятельность является важнейшим в подготовке конкурентно способной личности в старшем школьном возрасте, так как данная деятельность направлена на воспитание ребенка в духе права, на воспитание, которое строится на принципах гуманизма. Огромную роль в правовоспитательной деятель ...
Организация учебно – воспитательного процесса школьников посредством
конструктивно – проектировочной деятельности педагога
Сложность и многоплановость педагогической деятельности, ее творческий характер не позволяют найти и применять единственно верный способ - принятие решения в каждой конкретной педагогической ситуации. Это предопределяет необходимость прогнозирования педагогом предстоящей деятельности, необходимо ...