Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Методика использования занятий по изобразительной деятельности как средства эмоционального воспитания детей

Методика использования занятий по изобразительной деятельности как средства эмоционального воспитания детей

Страница 5

Четвертая серия

Задания, направленные на изучение особенностей восприятия дошкольниками величины предметов

Задание 1

Цель: выявление сформированности представлений детей о величине предметов.

Материал для исследования: коробка с круглыми отверстиями разного диаметра и деревянные шары соответствующего размера (три больших и три маленьких).

Ход исследования. Перед ребенком кладут коробку с отверстиями и шары.

Инструкции: «Брось шарики в отверстия». (Допускается повторное предъявление инструкции.) В случае затруднения взрослый показывает способ выполнения и предлагает: «Сделай так же», сопровождая высказывание указательным жестом. Далее устанавливают знание названий величин: «Покажи большой шарик, маленький шарик .» Экспериментатор указывает на большой, а затем на маленький шарик и спрашивает: «Какой это шарик?»

Задание 2

Цель: выявление умений детей действовать с дидактическими игрушками при введении дополнительного условия.

Материал для исследования: две деревянные пирамидки (по четыре кольца на стержне) двух размеров.

Ход исследования. Перед ребенком разбирают пирамидки и просят собрать их.

Инструкции: «Надень на один стержень все большие колечки, а на другой - все маленькие». (Допускается повторное предъявление инструкции.) В случае затруднения взрослый показывает способ выполнения и предлагает: «Сделай так же», сопровождая высказывание указательным жестом.

Помимо изложенных методик для изучения сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью можно рекомендовать задания, предложенные С.Д. Забрамной.

Матрешки

Цели: выявление понимания ребенком невербальной инструкции; адекватности действий; способов выполнения действий; использования помощи; сформированности понятия величины (большая - маленькая); состояния моторики; наличия и стойкости интереса.

Оборудование: двух-, четырех-, шестисоставные матрешки.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, которую открывает и складывает исследователь. Затем эту матрешку ставят перед ребенком и жестом предлагают сделать то же самое. Детям 5-6 лет дают устные инструкции: «Разбери и собери матрешку», «Дай самую большую матрешку, дай самую маленькую матрешку», «Поставь их по росту».

Пирамида из четырех колец

Цели: выявление у ребенка сформированности восприятия величины, цвета. Установление характера деятельности (адекватность и рациональность способа работы; самоконтроль). Наличие и стойкость интереса. Использование помощи. Обучаемость (характер выполнения аналогичного задания). Состояние моторики.

Оборудование: две пирамиды из четырех колец разной величины (одна пирамида с кольцами разного цвета).

Процедура проведения. Перед ребенком ставят пирамиду с кольцами одного цвета.

Инструкция: «Собери пирамиду» («Надень колечки»). Если ребенок делает это безошибочно, предлагают вторую пирамиду с кольцами разного цвета: «Дай (покажи, возьми) красное кольцо. Дай синее кольцо. Дай желтое кольцо».

Коробка форм («Почтовый ящик»)

Цели: выявление сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объемной и соотносить ее с прорезью; способности производить анализ расположения фигур в пространстве; способов выполнения (наугад, путем примеривания, зрительного соотнесения). Использование помощи (устные пояснения, показ, совместное выполнение). Волевое усилие при достижении цели. Наличие и стойкость интереса к заданию. Ведущая рука. Ловкость и точность движений рук, пальцев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Сущность и структура учебно-познавательной деятельности
Развитие человека происходит в деятельности, и закономерность этого процесса такова, что чем более активна деятельность человека, тем интенсивнее протекает его развитие. Активное формирование личности в младшем школьном возрасте осуществляется в процессе ведущего вида деятельности – учения. Результ ...

Воспитание и самовоспитание
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения до ...

Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку
Тестирование как метод педагогического исследования означает "целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса ". В основе данной формы контроля леж ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru