Педагогика и воспитание » Проблема манипуляции в педагогической деятельности » Межличностное пространство

Межличностное пространство

Страница 1

С момента установления контакта, пишет Бодалев А. А., между общающимися сторонами складывается психологическое (межличностное) пространство взаимодействия. Как и физи­ческое пространство, оно имеет свою топику и свои измерения. Каждое событие, происхо­дящее в этом пространстве, кем-то из партнеров инициируется, специфическим образом организуется, а его развитие куда-то направляется — событие совершается взаимными усилия­ми партнеров по общению. Для описания, как статических состояний психологического про­странства взаимодействия, так и происходящих в нем изменений могут быть использованы следующие понятия: территория, дистанция, пристройка, инициатива, вектор, темп н паузы. С помощью этих понятий мы сможем подвергнуть анализу и действия манипулятора, понять, каким образом ему удается влиять на события в соответствии со своими замыслами.

Территория - часть межличностного пространства, которую тот или иной партнер считает своей. В соответствии с онтологическими пластами психики человека, с которыми устанав­ливается контакт, можно обнаружить специфический для них вид психологической террито­рии. На кинестетическом уровне такой оказывается физическая территория. На эмоциональ­ном – право "собственности" на настроение, на реакцию - они мои. На операциональном – “моя” работа, индивидуальный способ ее выполнения, свой стиль деятельности. На предмет­ном – моя мысль, мой род занятий. На личностном – то, что важно для меня

В результате присоединения, как уже было показано, однотипные психические пласты объ­единяются в общие поля, на каждом из которых определяются "свои территории" и "ничей­ные" зоны. Всякое психологическое, воздействие с неизбежностью означает вступление на чужую психологическую территорию. Разница в том, что это вступление может быть резуль­татом приглашения, насильственного вторжения или тайного проникновения. Для манипулятивного воздействия более характерно последнее.

Дистанция - функция от межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. Та­кими преградами могут быть внешние физические барьеры, если они играют роль эквива­лентов психологических преград, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы. Но нередко это препятствия смысловые или духовные. Преградой может оказаться «закрытость» какого-то онтологического слоя для присоединения к нему. А внутри каждого из совместных полей - препятствия для проникновения на "частную" территорию. Таким образом оказыва­ется, что полного объединения практически никогда не бывает, поэтому дистанция сущест­вует всегда.

Пристройка - термин, обозначающий вертикальную составляющую психологического про­странства взаимодействия. Отражает взаимное "расположение" партнеров по общению. Са­мые очевидные примеры связаны с ролевыми позициями сторон. Тот, кто стремится доми­нировать, занимает пристройку сверху, предоставляющую большие для этого возможности. Внешне пристройка сверху может выглядеть как поучение, осуждение, совет, порицание, за­мечание. Симметричная пристройке сверху позиция – пристройка снизу, которая означает тенденцию к покорности и послушанию. Проявляется как просьба, извинение, оправдание, виноватая или заискивающая интонация, наклоны корпуса, опускание головы и другая де­монстрация зависимости и подчинения.

Пристройка на равных — отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудни­честву, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интона­ции, вопросы и т. п.

Инициатива, из статьи с интернета, может быть определена как начальный момент управ­ления процессом взаимодействия со стороны одного из партнеров (соперников). Данное по­нятие служит для обозначения ведущей или направляющей роли последнего б процессе об­щения. П. М. Ершов предложил различать владение инициативой и распоряжение ею. Вла­дение - это открытое взятие на себя управления процессом общения. Владеть инициативой означает реально пользоваться своим правом (и возможностью) запускать события и управ­лять ими. Распоряжение - употребление права решать, кто сейчас будет владеть инициативой. Распоряжаться - значит позволять или запрещать владение инициативой, предоставлять такую возможность или отбирать. Очевидно, что распоряжение обеспечивает одному из партнеров более высокий ранг, предоставляя дополнительные возможности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Педагогическая культура родителей как объект научного исследования
Человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Развернутое научное и практическое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей. Первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению маленьких детей дал Я. ...

Музыкально-педагогическое наследие музыки в духовном воспитании учащихся
Для определения теоретических основ формирования духовности учащихся, необходимо раскрыть сущность понятия «духовность». Толкования этого слова многозначно и зависит от сферы применения. Этим словом обозначают две вещи, очень разные, хотя и тесно связанные между собой. Духовность – свойство природы ...

Формирование умственных действий младших школьников
Одним из эффективных способов развития мышления младших школьников - целенаправленное формирование у них умственных действий в процессе обучения. Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину, представляется следующим образом: 1. Ознакомление с составом будущего действия в практическ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru