Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью

Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью

В исследованиях З.М. Богуславской, Л.С. Венгером, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, А.А. Катаевой, Н.Н. Поддьяковым, А.П. Усовой подчеркивается значимость сенсорно–перцептивного развития детей дошкольного возраста, а сенсорное воспитание выделяется как одно из ведущих направлений развития ребенка.

Разработка проблемы сенсорного воспитания детей осуществляется в рамках исследований восприятия как своеобразной сенсорно-перцептивной деятельности. В целом проблема восприятия является классической. Она имеет богатую историю и достаточно подробно разработана. Интерес к этой проблеме обусловлен, в частности, тем, что ее решение позволяет понять взаимосвязи чувственного и рационального в отражении человеком действительности.

Данная проблема является актуальной и в специальной педагогики и психологии, в частности при разработке содержания и методов воспитания и обучения детей, имеющих различную степень выраженности нарушений интеллекта.

У детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Восприятие детей с интеллектуальной недостаточностью неполное, хаотичное, фрагментарное, выделяя часть, они не замечают, самого объекта, не выделяют или плохо выделяют объект из фона. Все это ставит перед педагогами задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов.

Наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. Многие сенсорные недостатки, свойственные умственно отсталым школьникам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению многих исследователей (Грошенков, Головина, Гаврилушкина, Былино, Захарова), таким положительным эффектом обладает рисование.

Таким образом, наиболее эффективным способом осуществления сенсорного воспитания, в условиях работы ЦКРО и Р и классах второго отделения вспомогательной школы, является изобразительная деятельность, а именно уроки изобразительной деятельности и элементы изобразительной деятельности, включенные в другие уроки. Это обуславливается тем, что среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) изобразительная деятельность носит наглядный характер, позволяет вызывать у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью положительные эмоции и интерес к окружающему миру.

Цель исследования разработать содержание и методы сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности

Объект исследования – содержание сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования – содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

В соответствии с намеченной целью были определенны следующие задачи исследования:

1. Определить особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

2. Разработать программу по изобразительной деятельности 2 отделения вспомогательной школы.

3. Представить методику развития сенсорных процессов у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы исследования:

Анализ литературных источников по психологии и педагогики, связанных с проблемой сенсорного развития детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в коррекционно-воспитательном процессе.

Изучение школьной документации.

Метод наблюдения – прямого (непосредственно на занятиях) и косвенно (опосредованно через ознакомление с учебной документацией и, образовательной продукцией учащихся, методическими наработками учителей).


Другое по теме:

Проведение интервью участников медиа-проектов
Анализируемые проекты реализовывались школьниками на Летней Школе Общественных Инициатив, которая проходила летом 2004 года. В процессе проведения интервью с участниками данных проектов была проведена оценка значимости данных проектов с точки зрения их о образовательной и социальной значимости. Исс ...

Модель подготовки будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин
Проектируя теоретическую модель подготовки студентов к применению игровых технологий при изучении психолого-педагогических дисциплин, мы опирались на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную на кафедре педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Решение проблемы подготовки будущих ...

Воспитание школьников на уроках математики посредством сообщения им сведений из истории науки
Среди целей преподавания математики в школе можно выделить одну - формирование у учащихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры. Учителя математики часто считают ее не главной и не уделяют должного внимания соответствующей работе на уроке. Практика работы с историей математ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru