Новая педагогика » Технология коррекции голоса при ринолалии » Технология коррекции голоса

Технология коррекции голоса

Страница 1

И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии:

1. Нормализация тембра.

2. Развитие природных голосовых данных детей.

3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата.

4. Воспитание навыков правильного голосоведения.

Меры, способствующие улучшению голоса детей до пластической операции нёба:

1) Постановка физиологического и фонационного дыхания.

2) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба.

3) Коррекция звукопроизношения.

Работа над голосом после операции:

1) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление неб-

но-глоточного смыкания.

2) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства двигательной функции гортани, если таковое имеется.

Работа над голосом при ринолалии проводится поэтапно.

I этап. Голосовые упражнения начинаются с постановки гласных фонем (см. параграф "Технология коррекции звукопроизношения при ринолалии").

II этап. Голосовые упражнения продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в развитии подвижности небной занавески (растягивают её, активизируют всю мускулатуру гортаноглотки).

Вначале поются [а] и [э], через 2 - 3 урока - [о], через неделю - [и] и последним [у]. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Вокальные упражнения начинаются с пения терций. Детям это трудно, но интервалы меньше 2 тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией.

К вокальным упражнениям приступают на 3-4 занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба, которую тренируют пением гласных в диапазоне терции одной октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми. При практически неподвижной небной занавеске или лишь при подергивании её края начинают с пения [а] или [э] на одной ноте, затем терции и трезвучия. При расслаблении неба занятия немедленно прекращают. Гласные поют 2-3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано, под магнитофон или с голоса логопеда, начинают с низкого тона.

Терции и трезвучия поют не менее 3 недель, верхнюю ноту трезвучия поют дважды, не прерывая фонации (чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки), поют

громко и тихо (для развития силы голоса), но не форсируют голос (иначе нёбо провисает, звук назализуется). Упражнения выполняются стоя.

Детский голос, как указывают В.Г. Ермолаев Н.Ф. Лебедева, требует максимально щадящего отношения, отсюда следуют правила:

Петь только в соответствующем возрасту диапазоне.

Не использовать крайние ноты присущего возрасту диапазона.

Петь на коротких певческих фразах.

Петь без напряжения, не очень громко.

Наиболее легко детские голоса до мутации звучат в следующих диапазонах (В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева):

3 - 4 года - ми1 - соль1 7 - 10 лет - ре1 - ре2

5 - 6 лет - ми1 - си1 10 - 14 лет - ми1 - ре2.

Далее переходят к упражнениям для воспитания правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка.

Начинают с изолированных гласных, потом их сочетаний (а, э, о, у, и).

Далее переходят к "мычанию" - протяжному произнесению [м] с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. Выбор фонемы [м] как исходной определяется её физиологической основой, удобной для правильной фонации. Затем переходят к произнесению слогов: ма, мо, му… 6 - 8 раз в день (после короткого трёхкратного произнесения [м]).

Согласный протягивают, гласный поют коротко. Затем также работают над [л], с попарным произнесением слогов. Потом аналогично работают над [н], [й], [р], [в], [з], [ж].

Далее осуществляется переход к речевым упражнениям. И.И. Ермакова рекомендует работать в последовательности:

1) произнесение сочетаний из 2-х слов и спряжений глаголов: Вон Валя, вон мама, вон яма. Я мыл (а) Милу. Я нарезал (а) лимон. Я съел (а) сметану.

2) распространение фразы, вводимое постепенно: Я поливал (а). Я поливал (а) лилии. Я поливал (а) лилии из лейки.

3) ввод навыков в спонтанную речь.

Вначале осуществляется подготовка на материале скороговорок и стихов с опорой на сонорные звуки. Фразы в них должны быть короткими, включающими только правильно произносимые фонемы:

На мели мы налима ловили.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

III и IV этапы. Для увеличения силы и диапазона голоса применяются вокальные упражнения:

1) распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише - громче;

2) мычание;

3) пение коротких музыкальных фраз и песенок, которые должны быть: простыми, легко запоминающимися, иметь легкий ритмический рисунок и не выходить за пределы диапазона.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60 – Х годах М.В. Ипполитовой и Л.А. Даниловой. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, тактильного, слухового восприятия в игровой деятельности, по формированию време ...

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, сред ...

Организация элитного образования
Овладение высшем образованием в университете предполагает подготовку специалиста качественно нового типа – специалиста-исследователя, способного, используя накопленный личностный потенциал и полученные компетенции, на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность. Вырастить элитного спе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru