•Выявлены значительные различия в выполнении элементарных действий по подражанию, по образцу и самостоятельно, характерные для детей с тяжелой и умеренной интеллектуальной недостаточностью, нормально развивающихся детей и детей с легкой интеллектуальной недостаточностью.
•Наиболее легко детям выполнять действия совместно с педагогом или его частичной помощью.
•Самые низкие показатели при выполнении элементарных действий выявлены у детей с тяжелой и умеренной интеллектуальной недостаточностью
Выполняя задания четырех серий выше описанного эксперимента были получены данные, которые изложены отражены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень развития сенсорно-перцептивной сферы (%) (первая диагностика)
Уровни |
Дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью |
Дети с легкой интеллектуальной недостаточностью |
Дети с нормальным интеллектуальным развитием |
Крайне низкий уровень |
9 |
0 |
0 |
Низкий уровень |
64 |
20 |
0 |
Средний уровень |
27 |
50 |
20 |
Уровень выше среднего |
0 |
30 |
80 |
Испытуемые всех выполняли предложенные задания. Наблюдались существенные различия в восприятии цвета, формы и величины между нормально развивающимися детьми и детьми с умственной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Ответы детей с легкой интеллектуальной недостаточностью достаточно близки к средним показателям детей с сохранным интеллектом. Выполнение заданий по определению форм и размеров вызвали у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью трудности, некоторые дети отказывались работать отказывались работать вообще на начало эксперимента, но потом включались в деятельность.
Результаты определения уровня развития сенсорно-перцептивной сферы детей, участвовавших в эксперименте, отражены на рисунке 2.
Также на данном этапе эксперимента особое внимание уделялось изучению навыков и умений детей выделять и показывать (называть) инструменты изобразительной деятельности (карандаш, кисть, краски, фломастер др.); свободно владеть инструментами при различных приемах рисования. В процессе проведения эксперимента было установлено следующее.
Рисунок 2 - Уровень развития сенсорно-перцептивной сферы
Для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью типичен крайне низкий и низкий уровень отношения к изобразительным инструментам и материалам. Отметим, что характер проявлений и действий детей данной группы неоднороден. Так, у некоторых отмечался ряд особенностей: неадекватное поведение (полевое поведение, негативизм по отношению к экспериментатору и к предметам, облизывание предметов и инструментов рисования, бросание их на пол и т.п.); лихорадочные двигательные действия (гипердинамический синдром); проявления эмоциональной лабильности (апатия или эмоциональное возбуждение, отрицательные эмоции). Они отвлекались, неадекватно реагировали на оценку своей деятельности взрослыми, обнаруживали крайнюю незаинтересованность в выполнении заданий.
Другое по теме:
Подвижные игры как средство физического воспитания младших
школьников
Л.В. Былеева (1998), например, считает, что подвижной игрой называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих, подчеркивает она, определяются сюжетом данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов ...
Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности
письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи, является главной задачей учителей-логопедов общеобразовательной школы. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьез ...
Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»: а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к фо ...