Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Общие сведения о типах предложений

Общие сведения о типах предложений

Страница 2

Подлежащее и сказуемое являются организующими центрами двусоставного предложения. Вокруг них группируются все остальные члены предложения.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы. И.п. кто? Или что?

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым.

Например: Кошка была рыжего цвета.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим. Например: Лес был очень темный.

Подлежащее, обозначая носителя признака, может быть выражено словом, имеющим любое лексическое значение при грамматическом значении предметности: оно может обозначать лицо, предмет, одушевленный или неодушевленный, явление, отвлеченное понятие и т.д.

Сказуемое обозначает разнообразные признаки, приписываемые тому предмету, который назван подлежащим: действие – отряд приблизился к речке; состояние – она была счастлива: качество – дорожные размышления мои были не очень приятны.

Таким образом, главными членами двусоставного предложения являются подлежащее и сказуемое.

Самой распространенной формой выражения подлежащего являются именительный падеж имени существительного. Предметное значение имени существительного и независимый именительный падеж наиболее приспособлены для выполнения функции подлежащего как независимого члена в предложении, обозначающего предмет высказывания. Например: Лошади шли шагом и скоро оказались на месте.

Для выражения подлежащего широко используют местоимения – существительные:

а) личные местоимения: Она едва удостоила девушку своим взглядом;

б) вопросительные местоимения: Кто скачет, кто мчится под холодную мглой?;

в) относительные местоимения: Она не сводит глаз с дороги, что идет через поле;

г) неопределенные местоимения: Некто жил около леса;

д) отрицательные местоимения: После этого случая никто не разговаривал с Алексеем.

Подлежащее может быть выражено именем числительным, например: Семнадцать – нечетное число; Семеро одного не ждут.

Неопределенная форма глагола, выполняющая функцию названия действия – состояния, может выступать в роли подлежащего, например: Расчудесное занятие – снегирей ловить.

Неопределенная форма вспомогательного глагола может иметь при себе тесно связанное с ней по смыслу управляемое слово, и тогда все сочетание выступает в роли составного подлежащего, например: Стать врачом – его постоянная мечта.

Таким образом, подлежащее может быть выражено различными частями речи.

Выделяются различные типы сказуемого. Сказуемое бывает глагольное и именное. Как то, так и другое может быть простым и составным.

Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами.

Например: Ветер осенний наводит печаль.

Глагольные простые сказуемые делятся на согласованные и несогласованные.

Например: Ты бы ложилась, нянечка (согласованное) Вот вы грешите, а начальство за вас отвечай (согласованное).

Составное глагольное сказуемое (иногда его называют сложным) образуется из двух глаголов: глагола в личной форме с ослабленным лексическим значением, играющего, поэтому вспомогательную роль, и инфинитива, выражающего основное смысловое значение всей конструкции.

Например: Я стал слабеть и здоровьем.

Именное сказуемое является простым, если состоит только из именной части (например: Моя сестра врач), и составным, если состоит из глагольной связке и именной части (например: Моя сестра была врачом).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Технология коррекции голоса
И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии: 1. Нормализация тембра. 2. Развитие природных голосовых данных детей. 3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата. 4. Воспитание навыков правильного голо ...

Сущность педагогического сопровождения, способствующего формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников
Важнейшим фактором становления здоровьесберегающего образования в современных условиях является разработка стратегии постепенного перехода от насильственного, внешнего принуждения к самообучению и самовоспитанию учащихся. Реализация данной задачи осуществляется через особый вид педагогической деяте ...

Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В.Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru