Подлежащее и сказуемое являются организующими центрами двусоставного предложения. Вокруг них группируются все остальные члены предложения.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы. И.п. кто? Или что?
Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым.
Например: Кошка была рыжего цвета.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим. Например: Лес был очень темный.
Подлежащее, обозначая носителя признака, может быть выражено словом, имеющим любое лексическое значение при грамматическом значении предметности: оно может обозначать лицо, предмет, одушевленный или неодушевленный, явление, отвлеченное понятие и т.д.
Сказуемое обозначает разнообразные признаки, приписываемые тому предмету, который назван подлежащим: действие – отряд приблизился к речке; состояние – она была счастлива: качество – дорожные размышления мои были не очень приятны.
Таким образом, главными членами двусоставного предложения являются подлежащее и сказуемое.
Самой распространенной формой выражения подлежащего являются именительный падеж имени существительного. Предметное значение имени существительного и независимый именительный падеж наиболее приспособлены для выполнения функции подлежащего как независимого члена в предложении, обозначающего предмет высказывания. Например: Лошади шли шагом и скоро оказались на месте.
Для выражения подлежащего широко используют местоимения – существительные:
а) личные местоимения: Она едва удостоила девушку своим взглядом;
б) вопросительные местоимения: Кто скачет, кто мчится под холодную мглой?;
в) относительные местоимения: Она не сводит глаз с дороги, что идет через поле;
г) неопределенные местоимения: Некто жил около леса;
д) отрицательные местоимения: После этого случая никто не разговаривал с Алексеем.
Подлежащее может быть выражено именем числительным, например: Семнадцать – нечетное число; Семеро одного не ждут.
Неопределенная форма глагола, выполняющая функцию названия действия – состояния, может выступать в роли подлежащего, например: Расчудесное занятие – снегирей ловить.
Неопределенная форма вспомогательного глагола может иметь при себе тесно связанное с ней по смыслу управляемое слово, и тогда все сочетание выступает в роли составного подлежащего, например: Стать врачом – его постоянная мечта.
Таким образом, подлежащее может быть выражено различными частями речи.
Выделяются различные типы сказуемого. Сказуемое бывает глагольное и именное. Как то, так и другое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами.
Например: Ветер осенний наводит печаль.
Глагольные простые сказуемые делятся на согласованные и несогласованные.
Например: Ты бы ложилась, нянечка (согласованное) Вот вы грешите, а начальство за вас отвечай (согласованное).
Составное глагольное сказуемое (иногда его называют сложным) образуется из двух глаголов: глагола в личной форме с ослабленным лексическим значением, играющего, поэтому вспомогательную роль, и инфинитива, выражающего основное смысловое значение всей конструкции.
Например: Я стал слабеть и здоровьем.
Именное сказуемое является простым, если состоит только из именной части (например: Моя сестра врач), и составным, если состоит из глагольной связке и именной части (например: Моя сестра была врачом).
Другое по теме:
Сложности профессионального самоопределения
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию ...
Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К пер ...
Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников
эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе
В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному: Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Программа «Семицветик» – авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Программа «Приобщение дете ...