Новая педагогика » Использование межпредметных связей как средство развития связной речи на уроках литературного чтения » Методика использования межпредметных связей на уроках литературного чтения с целью развития связной речи

Методика использования межпредметных связей на уроках литературного чтения с целью развития связной речи

Страница 1

В формирующем эксперименте приняли участие 22 ученика 4 «а» класса.

Для проведения формирующего этапа эксперимента была разработана программа.

Были проведены следующие интегрированные уроки:

Интегрированный урок по чтению и музыке на тему: "Жизнь дана на добрые дела"

Интегрированный урок по чтению, ИЗО и музыке, посвященный А.С. Пушкину. Тема: "А.С.Пушкин и его произведения"

Интегрированный урок чтения и музыки. Тема: "Возвращение балалайки".

Интегрированный урок чтения и истории. Тема: «Гроза 1812 года в истории и поэзии».

Интегрированный урок по естествознанию и внеклассному чтению. Тема. "Весна – чудесная пора!"

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появилась возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, т.е. учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. При этом учитель планирует систему уроков.

Наиболее гибкими к интегрированию являются предметы гуманитарного цикла. Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках:

чтения и истории;

чтения и природоведения;

- чтения, природоведения, музыки и изобразительного искусства и т.д.

Наиболее часто чтение интегрируется с изобразительным искусством, так как литературный текст способствует более яркому и образному восприятию деятельности, а художественное творчество дает возможность ребенку выразить свое отношение к литературному произведению в доступной для него форме.

Чтобы глубже понять главную мысль стихотворения, дети иллюстрировали стихотворение. Перед иллюстрированием они рисовали словесную картину по каждой части, что способствовало развитию устной речи учащихся.

Работа над стихотворением (анализ, выразительное чтение, письмо сочинения, иллюстрирование) способствовала не только развитию речи, но и эмоционально-эстетическому развитию ребенка.

Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства в их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики чтения как искусства слова.

Глубина и всеохватность жизни в художественном слове, сложность и многомерность читательского процесса естественно определяют и разнообразие средств наглядности в школьном изучении этой дисциплины.

Рисунки писателей, многочисленные иллюстрированные издания повестей, рассказов, стихотворений и т.д., расширяли возможности наглядного представления произведения. Иллюстрации как зримые комментарии художественных произведений не только ведут читателя к их углубленному постижению, но и дают конкретное представление об особенностях восприятия и понимания тех или иных произведений разными поколениями художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении.

Основой школьного курса литературы является чтение и изучение художественных произведений. Слово вызывает в памяти читателя наглядные представления об отдельных предметах и явлениях. Но вместе с тем чтение - «это искусство преодоления слова», искусство такого сочетания слов, благодаря которому Текст из простой знаковой системы превращается в систему художественную. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, что вызывает у зрителя ассоциации, образные представления, эмоциональный отклик.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к выводу о необходимости создания и внедрения сюжетно-ролевых игр, которые бы способствовали формированию вежливости детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к вывод ...

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента
Цель: повышение эффективности преодоления нарушений письма у младших школьников при использовании в коррекционной работе нейропсихологических методов. Коррекционная работа по устранению дисграфии проводилась со всеми учащимися как контрольной, так и экспериментальной групп. Работа по развитию высши ...

Исторический обзор развития двух систем начального общего образования в России и Германии
Начало царствования Александра 2 связано с подготовкой и проведением целого ряда реформ: крестьянской, судебной, военной и школьной. После отмены крепостного права в народе зарождается потребность в образовании. В этот период особо остро встаёт вопрос о среднем образовании: приоритетах классическог ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru