Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников

Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников

Известно, человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка – словосочетания и предложения, с употребления в речи этих синтаксических единиц.

Синтаксический строй речи – интегральное качество, в котором проявляется уровень общей образованности и культуры личности, её своеобразия, способности овладеть новыми навыками знаниями и умениями, воплощать полученные знания в своём мировоззрении и деятельности. Такое понимание синтаксического строя речи обеспечивает выбор методических приёмов, средств изучения синтаксиса в школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучение применительного к каждому школьнику.

По словам известного психолога Н.И. Жинкина, письменная речь – это сложная аналитико – синтетическая деятельность, в которой действуют следующие механизмы: механизм отбора слов, механизм контроля и критики текста.

Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по образованию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложений, оборотов предложений, словосочетаний невозможно формирование синтаксического строя речи младших школьников.

Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение». В современных, коммуникативно- направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение – речь – текст – предложение – слово – слог – звук. Такой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прогматики.

Синтаксические значения и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи – устной и особенно письменной. Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи.

Наиболее значительные исследования русского синтаксиса относятся ко второй половине ХIХ в – началу xx века. Они представлены тремя методическими направлениями: логическими, психологическими, формальными.

Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления считали всякий иной поход к синтаксису неверным. А.А. Потебня начал разрабатывать свою синтаксическую систему с критики логической концепции Ф.И. Буслаева. Представители формального направления, приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе.

Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, имеющей и логическую, и психологическую, и формальные стороны. Сущность диалектического метода заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц.

В основу описания синтаксических единиц кладётся как их грамматическая семантика, так и формальные средства.

В целом для изучения в начальном звене школы выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение, а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых проявляется лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.

Такое понимание синтаксиса, синтаксических единиц, их структуры позволяет сделать вывод о важности и необходимости работы над словосочетанием, предложением, сложным предложением для решения задач развития мышления и связной речи, для развития синтаксического строя речи младших школьников, для усвоения синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между различными уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом.

Таким образом, все это определяет актуальность темы курсовой работы. Объект исследования: процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников.

Предмет исследования: приёмы и формы работы над словосочетанием и предложением на уроках русского языка в начальной школе.

Данная работа имеет целью: выявить наиболее эффективные приёмы и формы работы над словосочетанием и предложением в начальных классах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого – лингвистическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть научные основы изучения синтаксиса в начальной школе;

3. Описать приёмы и формы работы над словосочетанием, видами предложения и их структурой на уроках русского языка в начальных классах.

4. Подобрать практический материал для работы над словосочетанием и предложением.

Методы исследования: теоретические изучение и анализ литературы, классификация, обобщение. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической части, заключения, списка литературы и приложений.

Научная ценность работы состоит в накоплении и систематизации материала по данной теме. Практическая ценность работы заключается в том, что она способствует правильному осознанию языковых единиц: словосочетания и предложения, являющихся основным средством обогащения, развития, упорядочения речи, предупреждения речевых ошибок младших школьников.


Другое по теме:

Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...

Авторский комплекс упражнений для работы с текстом при подготовке к пересказу и его реализация на уроке английского языка
Для изучения возможностей пересказа как способа развития речевых умений старшеклассников в процессе практического исследования нами был разработан комплекс упражнений. Апробация комплекса осуществлялась на протяжении восьми уроков с использованием четырех текстов, включенных в УМК В.П. Кузовлева. П ...

Выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента
Целью контрольного эксперимента было выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник. Контрольный эксперимент был проведен в виде занятия по сюжетному рисованию с использованием нетрадицио ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru