Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Общие сведения о типах предложений

Общие сведения о типах предложений

Страница 4

В практике современной и средней и высшей школы получила распространение логическая классификация второстепенных членов предложения, она принята и академической "Грамматической русского языка". Преимущество этой классификации заключается в том, что она пытается определить члены предложения с учётом и грамматических, и лексических значений слов, а также учитывает синтаксические связи этих слов с подчиняющимися словами и их значение. При такой классификации второстепенные члены предложения рассматриваются как логико - грамматические разделы, которые выделяются на основе грамматических и лексических значений.

Атрибутные, объектные, пространственные, временные, причинные и др. грамматические отношения, выделяют собой основу для выделения таких членов предложения, как определение, дополнение и обстоятельство, т.е. синтаксические признаки второстепенных членов предложения, формируются на базе морфологических категорий и функционально - синтаксического значения в структуре словосочетания. Однако традиционное деление второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства основываются на функционально - синтаксических свойствах зависимых от слов в очень обобщенном виде.

Главные члены предложения могут поясняться членами, которые называются второстепенными, т.к. грамматически зависят от других членов предложения.

Термин " второстепенные члены предложения" подчёркивает лишь грамматическую зависимость этих членов, т.к. в смысловом отношении они могут быть в предложениях носителями основного значения.

Во второстепенных членах предложения реализуются и обобщаются те разнообразные грамматические отношения, которые складываются в словосочетании: атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и др. В зависимости от синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на определение, дополнение, обстоятельства.

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы, какой? чей? и др.

Определение - второстепенный член предложения, поясняющий слово с предметным значением и данным словом.

Например: Мелькает желтый лист.

Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных.

Дополнение - второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, который является результатом действия или его орудие, по отношению к которому совершается действие или проявляется признак.

Например: Буря сломала осину.

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает время, место, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? как? когда? почему? и др.

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает действие или признак, и указывающий на способ совершения действия, его качество или интенсивность, а также место, время, причину, цель, условие, с которыми связанно действие или проявление признака.

Например: Тропинка спустилась вниз.

Синтаксическая функция второстепенного члена предложения устанавливается путём выявления отношений между поясняемым словом и поясняющим. Причём эти отношения зависят не только от принадлежности слов словосочетания к той или иной части речи, но и от их лексического значения.

Так, одна и та же форма слова или одно и то же предложно - именное сочетание могут выполнять различные синтаксические функции в зависимости от того, какое слово поясняется, т.е. синтаксическая функция второстепенного члена в таком случае определяется принадлежностью поясняемого слова к той или иной части речи и его лексическим значением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе
Проблема психологических, личностных, поведенческих различий между мальчиками и девочками интересовала, в основном зарубежных исследователей, и интенсивно разрабатывалась ими, особенно в последние три десятка лет. С одной стороны ряд психологических экспериментальных исследований, обобщенных Ш. Бер ...

Психологические особенности начального этапа обучения
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до10-11 лет (1 – 4 классы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста нельзя считать неизменяемыми. Они зависят от готовности ребенка к школе, а так же от того, с какого времени начинается и как идет обучение ...

Колебания скрипичной струны
Теория колебания струны, возбуждаемой действием смычка, довольно сложна, однако основные моменты этой теории были выяснены Гельмгольцем. Поскольку высота тона оказывается соответствующей собственной частоте струны, колебания могут, в известном смысле, считать «свободными», функция смычка заключаетс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru