Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Общие сведения о типах предложений

Общие сведения о типах предложений

Страница 4

В практике современной и средней и высшей школы получила распространение логическая классификация второстепенных членов предложения, она принята и академической "Грамматической русского языка". Преимущество этой классификации заключается в том, что она пытается определить члены предложения с учётом и грамматических, и лексических значений слов, а также учитывает синтаксические связи этих слов с подчиняющимися словами и их значение. При такой классификации второстепенные члены предложения рассматриваются как логико - грамматические разделы, которые выделяются на основе грамматических и лексических значений.

Атрибутные, объектные, пространственные, временные, причинные и др. грамматические отношения, выделяют собой основу для выделения таких членов предложения, как определение, дополнение и обстоятельство, т.е. синтаксические признаки второстепенных членов предложения, формируются на базе морфологических категорий и функционально - синтаксического значения в структуре словосочетания. Однако традиционное деление второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства основываются на функционально - синтаксических свойствах зависимых от слов в очень обобщенном виде.

Главные члены предложения могут поясняться членами, которые называются второстепенными, т.к. грамматически зависят от других членов предложения.

Термин " второстепенные члены предложения" подчёркивает лишь грамматическую зависимость этих членов, т.к. в смысловом отношении они могут быть в предложениях носителями основного значения.

Во второстепенных членах предложения реализуются и обобщаются те разнообразные грамматические отношения, которые складываются в словосочетании: атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и др. В зависимости от синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на определение, дополнение, обстоятельства.

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы, какой? чей? и др.

Определение - второстепенный член предложения, поясняющий слово с предметным значением и данным словом.

Например: Мелькает желтый лист.

Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных.

Дополнение - второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, который является результатом действия или его орудие, по отношению к которому совершается действие или проявляется признак.

Например: Буря сломала осину.

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает время, место, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? как? когда? почему? и др.

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает действие или признак, и указывающий на способ совершения действия, его качество или интенсивность, а также место, время, причину, цель, условие, с которыми связанно действие или проявление признака.

Например: Тропинка спустилась вниз.

Синтаксическая функция второстепенного члена предложения устанавливается путём выявления отношений между поясняемым словом и поясняющим. Причём эти отношения зависят не только от принадлежности слов словосочетания к той или иной части речи, но и от их лексического значения.

Так, одна и та же форма слова или одно и то же предложно - именное сочетание могут выполнять различные синтаксические функции в зависимости от того, какое слово поясняется, т.е. синтаксическая функция второстепенного члена в таком случае определяется принадлежностью поясняемого слова к той или иной части речи и его лексическим значением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Система задач для умственного счета С.А. Рачинского
В 1891 году С.А. Рачинский издал книгу «1001 задача для умственного счёта» которая стала первым в России сборником упражнений по устному счёту. Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня 1833 года. Он весьма интересен как педагог – практик, поднявший в своей школе – сельской школе – преподавани ...

Критика реализации аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Одно из направлений анализа задается вопросом: « На сколько точно и полно реализован аксиоматический подход. Основанием для анализа здесь является сравнение логики построения учебного текста с идеальной моделью. Идеальная модель описана в параграфе 1.3. Рассмотрим логику построения учебного курса. ...

Психологическое сопровождение профориентации
Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации. Для профессиональной диагностики личности учащегося используются следующие методы и формы работы: 1. Наблюдение. Оно може ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru