Игровая ситуация помогает осуществить позитивную оценку поведения подростка, обеспечить ему ситуацию успеха, осуществить психологическую поддержку, обеспечить защищенность, чувство безопасности, создание доброжелательного комфортного психологического климата.
Для приобретения будущими учителями опыта предупреждения девиантного поведения учащихся использовалась система ролевых, сюжетно-ролевых игр, в содержание семинарских и лабораторно-практических занятий также включалось имитационное моделирование, психодрама.
Ролевая игра – своеобразная модель группового взаимодействия и форма отражения будущего профессиональных отношений на основе воображаемой ситуации. Ролевые игры позволяет студентам, проигрывая роли «учителей», «представителей школьной администрации», «психологов», «учеников» разного возраста и различного социального статуса в группе, родителей школьников, не только понять, но и прочувствовать состояние другого человека на эмоциональном уровне. Существенна роль игры в развитии способности будущих учителей к саморегуляции, к волевому управлению своим эмоционально психическим состоянием, в формировании сдержанности, эмоциональной устойчивости. Без всех этих характеристик сложно эффективно предотвращать девиантное поведение учеников. Реализация ролевых игр связана с особым игровым состоянием студентов. Игровое состояние характеризует ролевую игру со стороны эмоционального отношения субъекта к реальной действительности, отражает эмоциональное состояние студентов. Проведение ролевой игры сопровождается возникновением у будущих учителей эмоционального напряжения и требует от них актуализации и проявления профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей. Каждая роль в ролевой игре приобретает индивидуальную окраску, подбор ролей является важнейшим и ответственным этапом подготовки к игре.
Игровая роль в ролевой игре является одним из основных ее структурных компонентов. С одной стороны, роль может рассматриваться как маска, в которой студент вступает в игру. Маска воспринимается не как свойство личности, а как условный элемент структуры ролевой игры. (Такое определение позволяет более четко разграничить ролевую и имитационную игры). С другой стороны, роль не индифферентна по отношению к ее исполнителю, она обладает существенным развивающим, обучающим, корректирующим эффектом. Подбирая роли, мы существенным образом влияем на различные личностные характеристики, развивая и изменяя их. Роли различных категорий задают определенные стереотипы поведения и ролевых действий, объединенных игровой задачей. Наиболее важными при формировании игровой компетентности студентов становятся статусные, выборные, реальные и функциональные роли.
В одной и той же ролевой игре в течение семинарского или лабораторно-практического занятия можно неоднократно изменять исходные параметры, комплекс объективных и субъективных условий, развивая у студентов не фрагментарное, а целостное, комплексное, системное восприятие педагогических явлений, предупреждая стереотипность профессионального поведения.
На занятиях по педагогической психологии и педагогической технологии студенты рассматривают основные роли, в которых может выступать учитель, реализуя технологию ролевой игры: инструктор, тренер, рефери, ведущий, консультант, равноправный участник игры. Для организации игры необходимо понимание правил, представление о последствиях игровых действий, однако подробное инструктирование студентов снижает их мотивацию. Учитывая, что правила осмысливаются участниками лишь в ходе игры, инструктирование студентов должно быть минимальным.
Действуя в качестве рефери, преподаватель лишь поддерживает ход игры (наблюдает за соблюдением игровых правил, отношений игроков), но не вмешивается в игровую ситуацию. Преподаватель советует студентам выбрать роли в сюжетно-ролевой игре (однако сам выбор остается за будущим учителем), стимулирует их включение в игровую ситуацию.
В некотором смысле преподаватель выступает и в качестве тренера, давая студентам прямые подсказки, направленные на то, чтобы помочь им полнее использовать возможности игры.
Роль ведущего игры используется преподавателем, главным образом, на первом курсе. Помогая студентам выходить в рефлексивную позицию, преподаватель задает вопросы, побуждает их сопоставлять игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры и психологическим и педагогическим материалом. Преподаватель-ведущий стимулирует субъектность будущих учителей, вовлекая их в совместное обсуждение, предлагая дополнить сценарий, правила, процедуру игры.
На втором этапе становления игровой компетентности студенты приобретают субъективный опыт применения игровых технологий на занятиях по педагогической, социальной психологии. Будущие учителя на собственном опыте понимают, что игра помогает создать в студенческой группе наиболее благоприятную доброжелательную атмосферу, стимулирует уверенность, повышает самооценку. В игровой ситуации формируется доверие к собственному опыту. В социальной психологии студенты осваивают технологию проведения таких игр как «Робинзонада», «Подбор экипажа» и других.
Другое по теме:
Результаты изучения
сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников
с ТНР и у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений
На первом этапе была проведена диагностика знаний детей. Методика включала в себя несколько серий заданий. Серия 1 проводилась с целью исследовать знаний ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека. Давались следующие задания: Задани ...
Общие сведения о типах предложений
В зависимости от положенного в основу классификации признаков различаются предложения: 1)Простые (состоящие из одной единицы) и сложные ( состоящие из двух или более предикативных единиц); 2) утвердительные и отрицательные – по характеру выражаемого в них отношения к действительности; 3)повествоват ...
История формирования понятия числа
Несомненно, что для школьной математики число является тем понятием, с которого начинается обучение и которое сопровождает школьника до конца обучения. Понятие целого числа возникло в незапамятные времена. Вначале это было вызвано необходимостью считать конкретные предметы: пять овец, восемь мужчин ...