Педагогика и воспитание » Развитие познавательного интереса учащихся на уроке математики начальной школы с помощью сюжетных задач » Методы и формы повышения познавательной активности учащихся на уроках математики

Методы и формы повышения познавательной активности учащихся на уроках математики

Страница 2

Каждое учебное действие состоит из соответствующих операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий решения той или иной учебной задачи.

Главным действием является преобразование учебной задачи с целью обнаружения некоторого всеобщего отношения того объекта, который должен быть отображен в соответствующем теоретическом понятии. Важно отметить, что речь здесь идет о целенаправленном преобразовании условий задачи, направленной на поиск, обнаружение и выделение вполне определенного отношения некоторого целостного объекта.

Предметом познавательной деятельности является какого-либо рода информация. Познавательная деятельность, как и другие виды деятельности, имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием также называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Действием, включённым в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книг и их чтение. Операцией именуют способ осуществления действия. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Компонентом познавательной деятельности является самоконтроль.

В последние годы проблема самоконтроля всё больше становиться предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его значение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование познавательной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.

«Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли ответил? Все ли я ответил?» Очень близко к этому определению самоконтроля подходит определение В.И. Страхова, который считает, что «самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов».

Д. Б. Эльконин немного иначе формулирует понятие самоконтроля, но смысл его остается тем же: «Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ». Образец способа действия должен содержать в себе опорные точки, на основании сопоставления с которыми может быть произведено действие контроля до того, как осуществится то искомое действие, ради которого применяется данный способ. Д.Б. Эльконин дает еще одно определение самоконтролю: «Контроль есть в конечном итоге действие по сопоставлению представления о предстоящем действии с непосредственно данным его образцом». Оба определения уместны, но они соответствуют разным видам самоконтроля.

В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Понятие "Образование"
Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на историческ ...

Литературная сказка, и ее жанровая специфика
Зачастую при определении жанра литературной сказки ее почти полностью отождествляют с фольклорной сказкой: "При жанровой дифференциации, которая свойственна в одинаковой мере фольклору и литературе, есть некоторые жанры, общие для той и другой разновидности поэтического искусства. Различие заф ...

Распределение функциональных обязанностей руководящих работников
Организационная структура ГОУ СПО «Профессионально – педагогический колледж» Рис. 1 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru