Результаты диагностики студентов контрольных групп подтверждают, что отсутствие целенаправленной работы по подготовке студентов к применению игровых технологий в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин затрудняет развитие игровой компетентности будущих учителей.
Достоверность значимости сравнительного анализа определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Полученное экспериментальное значение (5,43) превышает соответствующее табличное значение (2,02), свидетельствуя о том, что достижение более высоких уровней развития игровой компетентности у студентов экспериментальной группы обусловлено не случайными факторами, а имеет закономерный характер.
В целом результаты выполненного исследования свидетельствуют о достижении поставленных целей, решении сформулированных задач, получении таких теоретических и экспериментальных данных, которые подтверждают выдвинутую гипотезу.
- На основе анкетирования учителей были определены основные причины сокращения использования игровых технологий в образовательном процессе средней школы: недостаток времени и перегруженность учебных программ; отсутствие или низкое качество предметных методических разработок; трудности в управлении игровой ситуацией; а главное, неготовность учителей к организации игровой деятельности школьников.
- студенты считают себя недостаточно подготовленными к применению игровых технологий (не достает непосредственных наблюдений игры, собственного опыта участия в игре и опыта применения игровых технологий).
- логика проведения опытно-экспериментальной работы предполагала выделение контрольной и экспериментальной групп на первом курсе факультета математики и информатики по результатам констатирующего этапа эксперимента.
- подготовка будущих учителей к организации игровой деятельности школьников в условиях педагогического вуза включала: пропедевтический (1 курс), основной (2-3 курсы), интегрирующий (4-5 курсы) этапы.
- в опытно-экспериментальной работе была реализована система заданий, направленных на: развитие эмоционально-ценностного отношения студентов к игровым технологиям (например, задания, спроектированные на основе литературного материала, исследовательские задания, групповые дискуссии, дебаты); формирование когнитивного компонента игровой компетентности (задания на систематизацию, обобщение, анализ, конкретизацию учебного материала, тестовые задания); развитие операционально-деятельностного компонента игровой компетентности (проигрывание ситуации, ролевые, сюжетно-ролевые, деловые игры, микропреподавание и др.); становление личностного и конативного компонентов игровой компетентности (самодиагностика, взаимодиагностика, анализ фрагментов использования игровых технологий на производственной практике).
- сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы выявил определенную позитивную динамику в развитии игровой компетентности будущих учителей: снизилось количество студентов с низким уровнем развития игровой компетентности, увеличилось число студентов со средним и высоким уровнем. В контрольной группе существенных изменений в уровнях развития игровой компетентности не было выявлено.
Анализ многочисленных социально-педагогических и психолого-педагогических исследований показал, что для современной школы характерно резкое сокращение применения учителями игровых технологий, что приводит к существенным потерям в нравственном, интеллектуальном, эмоционально-волевом развитии ребенка, в его физическом и психическом здоровье. Учителя, работающие в разных типах образовательных учреждений, недостаточно готовы к выбору, адаптации, а тем более к проектированию и грамотному применению на своих уроках различных игровых технологий.
Эффективное внедрение в образовательный процесс игровых технологий мы связываем с целенаправленной подготовкой выпускников в педагогических университетах, с развитием их игровой компетентности. Изучая педагогические, психологические, философские, методические, предметные дисциплины, студенты получают весьма разнообразные, но слабо связанные и недостаточно систематизированные сведения о сущности игровой деятельности, о роли игры в развитии ребенка, об особенностях игры на уроках и во внеучебной деятельности, об отдельных игровых технологиях и технике игры. Разрозненная, фрагментарная, нередко противоречивая информация о различных аспектах и потенциальных возможностях игры, а также отсутствие собственного практического игрового опыта не позволяют говорить об эффективной подготовке студентов к использованию игровых технологий. Необходимо и целесообразно выделить в качестве специальной цели в процессе изучения студентами психологических и педагогических дисциплин подготовку будущих учителей к эффективному применению игровых технологий.
Другое по теме:
Понятия «игра» и «игровая деятельность»
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего, ...
Приемы прикидки и оценки результата как приемы эвристического поиска
Поиск решения той или иной задачи на вычисления можно осуществить несколькими способами. Первое, что приходит на ум, сразу приступить к вычислению, даже с виду громоздкого примера. Это так называемый метод проб и ошибок. Задача будет решена, но весь вопрос в том сколько времени и усилий уйдет на эт ...
Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному
самоопределению
Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учеников 8 – 11 классов, следует отметить существование определенных критериев и их характеристик сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев сформированности готовности к про ...