Результаты диагностики студентов контрольных групп подтверждают, что отсутствие целенаправленной работы по подготовке студентов к применению игровых технологий в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин затрудняет развитие игровой компетентности будущих учителей.
Достоверность значимости сравнительного анализа определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Полученное экспериментальное значение (5,43) превышает соответствующее табличное значение (2,02), свидетельствуя о том, что достижение более высоких уровней развития игровой компетентности у студентов экспериментальной группы обусловлено не случайными факторами, а имеет закономерный характер.
В целом результаты выполненного исследования свидетельствуют о достижении поставленных целей, решении сформулированных задач, получении таких теоретических и экспериментальных данных, которые подтверждают выдвинутую гипотезу.
- На основе анкетирования учителей были определены основные причины сокращения использования игровых технологий в образовательном процессе средней школы: недостаток времени и перегруженность учебных программ; отсутствие или низкое качество предметных методических разработок; трудности в управлении игровой ситуацией; а главное, неготовность учителей к организации игровой деятельности школьников.
- студенты считают себя недостаточно подготовленными к применению игровых технологий (не достает непосредственных наблюдений игры, собственного опыта участия в игре и опыта применения игровых технологий).
- логика проведения опытно-экспериментальной работы предполагала выделение контрольной и экспериментальной групп на первом курсе факультета математики и информатики по результатам констатирующего этапа эксперимента.
- подготовка будущих учителей к организации игровой деятельности школьников в условиях педагогического вуза включала: пропедевтический (1 курс), основной (2-3 курсы), интегрирующий (4-5 курсы) этапы.
- в опытно-экспериментальной работе была реализована система заданий, направленных на: развитие эмоционально-ценностного отношения студентов к игровым технологиям (например, задания, спроектированные на основе литературного материала, исследовательские задания, групповые дискуссии, дебаты); формирование когнитивного компонента игровой компетентности (задания на систематизацию, обобщение, анализ, конкретизацию учебного материала, тестовые задания); развитие операционально-деятельностного компонента игровой компетентности (проигрывание ситуации, ролевые, сюжетно-ролевые, деловые игры, микропреподавание и др.); становление личностного и конативного компонентов игровой компетентности (самодиагностика, взаимодиагностика, анализ фрагментов использования игровых технологий на производственной практике).
- сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы выявил определенную позитивную динамику в развитии игровой компетентности будущих учителей: снизилось количество студентов с низким уровнем развития игровой компетентности, увеличилось число студентов со средним и высоким уровнем. В контрольной группе существенных изменений в уровнях развития игровой компетентности не было выявлено.
Анализ многочисленных социально-педагогических и психолого-педагогических исследований показал, что для современной школы характерно резкое сокращение применения учителями игровых технологий, что приводит к существенным потерям в нравственном, интеллектуальном, эмоционально-волевом развитии ребенка, в его физическом и психическом здоровье. Учителя, работающие в разных типах образовательных учреждений, недостаточно готовы к выбору, адаптации, а тем более к проектированию и грамотному применению на своих уроках различных игровых технологий.
Эффективное внедрение в образовательный процесс игровых технологий мы связываем с целенаправленной подготовкой выпускников в педагогических университетах, с развитием их игровой компетентности. Изучая педагогические, психологические, философские, методические, предметные дисциплины, студенты получают весьма разнообразные, но слабо связанные и недостаточно систематизированные сведения о сущности игровой деятельности, о роли игры в развитии ребенка, об особенностях игры на уроках и во внеучебной деятельности, об отдельных игровых технологиях и технике игры. Разрозненная, фрагментарная, нередко противоречивая информация о различных аспектах и потенциальных возможностях игры, а также отсутствие собственного практического игрового опыта не позволяют говорить об эффективной подготовке студентов к использованию игровых технологий. Необходимо и целесообразно выделить в качестве специальной цели в процессе изучения студентами психологических и педагогических дисциплин подготовку будущих учителей к эффективному применению игровых технологий.
Другое по теме:
Особенности
изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной
недостаточностью
Приоритет коррекционный и воспитательных задач в процессе обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности закономерен, поскольку школьники с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью обладают ограниченными возможностями овладения как з ...
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. 2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным. 3. Дошкольное образовательное уч ...
Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова
Во вступительной беседе следует кратко рассказать о многозначности (полисемии), которая придаёт чрезвычайную яркость и выразительность русской лексике. Многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. Поскольку значение слова можно определить только в связи с другими сло ...