Педагогика и воспитание » Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников » Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников

Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников

Страница 1

Целью квалификационной работы является исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников.

В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования: у дошкольников, предпочитающих экранные технологии агрессивного содержания, среди значимых ценностей может преобладать ценность экрана и наблюдаться высокий уровень агрессивности.

Для достижения поставленной цели и проверки предложенной гипотезы, необходимо было решить следующие задачи исследования:

Выявить экранные образы телепередач, видеофильмов, компьютерных игр, предпочитаемые дошкольниками.

Определить значение и место экранных технологий среди значимых ценностей для дошкольников, предпочитающих телепередачи и компьютерные игры агрессивного и неагрессивного характера.

Исследовать уровень агрессивности в группах дошкольников, предпочитающих телепередачи и компьютерные игры агрессивного и неагрессивного характера.

Разработать рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Исследование проводилось среди дошкольников старшей группы МДОУ № 12 п. Мирный в количестве 26 человек.

На первом этапе были изучены предпочтения дошкольников, связанные с телепередачами, видеофильмами, компьютерными играми. Для этого использовалась беседа об экранных предпочтениях дошкольников.

Далее дети были разделены на 2 группы, в зависимости от предпочтений дошкольниками экранных технологий с высокой или низкой степенью проявления агрессивности. Первую группу составили дошкольники, предпочитающие фильмы, передачи и игры с высокой степенью проявления агрессивности. Во вторую группу вошли дошкольники, которые предпочитают фильмы, передачи и игры с низкой степенью проявления агрессивности.

На втором этапе исследования было выявлено значение и место экранных технологий среди значимых ценностей для дошкольников и определен уровень агрессивности в группах дошкольников, предпочитающих телепередачи и компьютерные игры агрессивного и неагрессивного характера. Для этого использовались методика «Робинзон» и методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.

На третьем этапе исследования осуществлялся анализ и оформление полученных результатов, были разработаны рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Таким образом, для решения поставленных задач, были использованы следующие методики:

Беседа об экранных предпочтениях дошкольников.

Методика «Робинзон».

3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.).

1. Беседа об экранных предпочтениях дошкольников (приложение 1).

Возраст испытуемых – 6-7 лет.

Психолог в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком беседу на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране. Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доли агрессивности (невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню проявления агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллов производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод о предпочтении ребёнком экранных технологий с высокой или низкой степенью проявления агрессивности (чем больше итоговая сумма, тем выше степень проявления агрессивности предпочитаемых экранных технологий).

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Методические приёмы формирования элементарных математических знаний, по разделам
В начале учебного года целесообразно проверить, все ли дети, и в первую очередь те, которые впервые пришли в детский сад, умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотнесением оди ...

Особенности физической работоспособности и подготовленности подростков 13-14 лет
Физическая подготовленность является результатом физической подготовки. Уровень физической работоспособности определяется функциональными возможностями целостного организма и сердечнососудистой системой в первую очередь. Перестройка в структуре скелетных мышц не может не сказаться на мышечной работ ...

Исторические методы решения сюжетных задач
Первое общее правило – «Правило проверки Лакруа». При этом мы должны всегда иметь в виду, что цель наших действий – выразить одно и то же значение некоторой величины двумя различными способами. Второе общее правило – «Правило уравнивания». Наряду с этим нужно помнить, что научить решению задач можн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru