Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 10

На занятиях дисциплины по выбору продолжалось развитие у студентов способности выходить в рефлексивную позицию. Применение различных игровых технологий на занятиях завершалось индивидуальной и групповой рефлексией, студенты анализировали успешность исполнения. педагогическая практика требовала от студентов готовности без рефлексии своей профессиональной ролей, точность выбора участниками игры игровой позиции. Студенты были ориентированы на адаптацию и самостоятельное проектирование игровых технологий, на творческий поиск, на определение оптимальной стратегии применения игры. Методика работы на данном этапе основывалась на использовании микропреподавания, различных вариантов имитационных игр, в ходе которых осуществлялось моделирование предстоящей профессиональной деятельности, на анализе эффективности применения игровых технологий студентами на уроках математики и информатики в ходе производственной практики. Креативность, доверие к своему опыту, ответственность, критичность мышления будущих учителей стимулировалась вариативностью, частично-поисковым и творческим характером предлагаемых заданий, постоянно усложняющимися игровыми технологиями. Преподаватель ориентировал каждого студента на преодоление стереотипных способов действий, на выдвижение разнообразных идей и гипотез, на поиск многовариантных решений проблем. Студенты вовлекались в подбор диагностических методик, позволяющих выявить степень выраженности важнейших качеств, необходимых для эффективного использования игровых технологий, в различные групповые дискуссии (например, «Компьютерные игры: «за» и «против»), в анализ и оценку проблемных ситуаций, в разработку игровых проектов и др.

В ходе групповых дискуссий, обсуждение литературных фрагментов использовались специальные приемы, направленные на повышение творческой инициативы участников: создание ситуаций, содержащих противоречивые моменты, поощрение независимых, неожиданных, неординарных суждений, развитие прямо противоположных точек зрения. Это обеспечило возможность не только обнаруживать многомерность решаемых задач, видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы, но и самим вырабатывать разнообразные идеи, комбинируя известные способы деятельности или предлагая новые. Таким образом, осуществлялся постепенный переход студентов от репродуктивной деятельности к творческой, характеризующейся большей самостоятельностью, инициативностью, вариативностью.

Особое внимание уделялось развитию операционально-деятельностного компонента игровой компетентности, развитию основных умений и компетенций в реальной образовательной ситуации в ходе педагогической практики. На третьем этапе также акцентировалось обогащение конативного компонента игровой компетентности, расширение спектра поведенческих реакций студентов, обогащение их ролевого репертуара.

Третий, завершающий этап опытно-экспериментальной работы предусматривал накопление и обогащение у студентов 4-5 курсов собственного опыта применения игровых технологий в период педагогических практик. На этом этапе деятельность преподавателя преимущественно направлялась на развитие и коррекцию конативного и личностного компонентов игровой компетентности студентов. Реализация предложенной модели подготовки студентов к применению игровых технологий потребовала модернизации системы заданий, предлагаемых студентам. Задания были составлены таким образом, чтобы интегрировать изученный на занятиях по психологии, педагогике и методике преподавания математики и информатики учебный материал. Исследовательские задания для студентов предполагали проведение мини-диагностики, выяснение готовности учителей к применению игровых технологий. Личностно-смысловое отношение студента к педагогической информации, к основным профессионально значимым умениям и технологиям связано с осознанием того, что дает лично ему педагогическое знание в ситуации практической деятельности учителя, ради чего стоит овладевать теми или иными технологиями и техниками. Рефлексивный анализ студентов направлялся специальными заданиями, системой вопросов: «Что дало Вам как учителю применение игровых технологий? Применялись ли игровые технологии разрешения конфликтных ситуаций? В каких случаях и насколько эффективно? Какие диагностические методики Вы использовали, что дало их применение?»

Студенты анализировали различные игровые технологии, которые использовали при проведении уроков и по мере освоения рефлексивной позиции более убедительно отстаивали собственную точку зрения, грамотно аргументируя ее, или принимали доводы своих однокурсников в решении проблемы, перестраивая первоначальную позицию.

Особый интерес студентов вызвало описание ситуации, при которой учитель математики использовал игровую технологию. Однако результативность игровой деятельности детей оказалась весьма невысокой: замечания учителя, его негативные реплики разрушили игровую атмосферы. Студенты, анализируя рассказ однокурсника, еще раз убедились в значимости игровой техники.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другое по теме:

Развитие творческих способностей через обучение решению текстовых задач
Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи. Не останавливаясь на неоднократно отмечавшемся значении таких задач, как простейшей, но достаточно четкой модели применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод р ...

Организация элитного образования
Овладение высшем образованием в университете предполагает подготовку специалиста качественно нового типа – специалиста-исследователя, способного, используя накопленный личностный потенциал и полученные компетенции, на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность. Вырастить элитного спе ...

Условия повышения эффективности системы работы с одаренными студентами
Наличие магистратуры как средства отбора талантливых студентов, как образовательной ступени, позволяющей вести обучение на высоком уровне трудности, совмещать разнообразные формы организации учебного процесса и научной деятельности: научные семинары, студенческие исследовательские лаборатории, защи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru