Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 8

Эти игры иллюстрируют динамику групповых процессов, идею «сотрудничество вместо конкуренции», работу на общий результат, творчество вместо стереотипов, самореализацию участников игры.

Значительны возможности игровых технологий в развитии рефлексии будущих учителей, в формировании у них умения выходить в рефлексивную позицию. Игра с ее условностью позволяет создать рефлексивно-развивающее пространство, включить студентов в диалоговое взаимодействие, стимулирующее обмен мнения, выбор студентами аргументов для обоснования своей позиции. Каждая игра завершается индивидуально-личностной и групповой рефлексией, студенты учатся выходить в рефлексивную позицию, анализируя свое ролевое поведение с точки зрения профессиональной этики, выявляя личностные трудности, удачи, переживания, сомнения. Конкретное предметное содержание сюжетно-ролевой игры превращается в материал для развития субъектности студента, стимулирования его инициативы, самостоятельности, активности, креативности и критичности мышления. Студенты выступают в критической позиции по отношению к себе как будущему профессионалу. Игра раскрепощает: студенты более свободно и открыто выражают не только свои взгляды, но и чувства. Будущие учителя учатся принимать и вербализировать собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства другого студента. Проигрывание ситуаций развивает у студентов способность к эмпатии, к адекватному эмоциональному принятию другого, к более точному пониманию чувств своих однокурсников. Игровые технологии способствуют коррекции эмоционального реагирования, получению студентами эмоциональной поддержки от своих однокурсников.

Игровые технологии способствуют самопознанию студентов, помогая им раскрыть свои потенциальные возможности.

Ролевая игра «Собеседование» помогает студентам осмыслить мотивы выбора педагогической профессии. Роли психолога, педагога и абитуриентов позволяют продумать ответы на вопросы: «Почему Вы выбрали педагогический вуз? Математический факультет?», «Если бы Вы сейчас оказались абитуриентом, какое учебное учреждение Вы бы выбрали?» «Можно ли назвать престижной профессию учителя?», «Чем Вас привлекает будущая профессия?», «Какие трудности Вы в ней видите?», «Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы поднять престиж профессии учителя?», и т.п. Будущие педагоги получили хорошую возможность выразить и обосновать свои представления о профессии учителя, ее функциях и требованиях, ее социальном значении, о взаимоотношениях учителя и учащихся, о роли школы в жизни современного общества и одновременно спроецировать всю эту проблематику на себя, на свои жизненные перспективы.

При изучении курса Истории педагогики и образования особое внимание студентов обращалось на использование игровых технологий в опыте отечественных и зарубежных ученых педагогов и психологов прошлого — К.Д. Ушинского, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака.

Развивая игровую компетентность будущего учителя, мы постепенно перешли от ролевых к деловым играм. Технология деловых игр является более сложной, разноплановой, она позволяет развивать основные компоненты игровой компетентности студентов на более высоком уровне. Технология деловой игры связана с дальнейшим развитием субъектной позиции студента, с адресным стимулированием его активности, креативности по отношению как к предметной, так и социальной стороне его квазипрофессиональной деятельности.

Деловые игры предполагали серьезную и многоэтапную подготовку преподавателя, включающую:

— выбор объекта игры, моделей, сюжетной линии;

— предварительную проработку игрового процесса, адаптацию к особенностям студенческой группы;

— выбор и описание ролей;

— разработку приемов стимулирования студентов;

— подготовку необходимых блоков документации и других материалов.

Деловые игры в большей степени, чем ролевые ориентированы на развитие самостоятельности, ответственности, инициативности, способности студентов разбираться во взаимоотношениях в педагогическом коллективе. Важной особенностью деловых игр является многовариантность решений, вырабатываемых в игровой ситуации, высокая степень эмоционального напряжения, личностной включенности участников в деловую игру, что проявлялось в процессе совместного со студентами проектирования и проведения таких деловых игр как «Заседание совета школы», «Разработка модели инновационного образовательного учреждения», «Родительское собрание», «Психолого-педагогический консилиум». В процессе изучения курса «Педагогические технологии и основы управления образовательными системами» использовалась деловая игра "Самопрезентация (прием на работу)". Игровой сюжет связан с созданием инновационной экспериментальной школы, в которую подбирают учителей, готовых работать творчески и неординарно. Экспертная комиссия должна отобрать среди многих желающих наиболее талантливых профессионалов (выбрать 3 учителей математики и 4 учителей информатики из всех желающих). Часть студентов выбирает роли членов экспертной комиссии (6-8 человек), большинство студентов выбирают роли учителей математики или информатики, стремящихся попасть в новое образовательное учреждение, несколько человек выбирают роли наблюдателей (2-4 студента), отмечающих соблюдение игровых правил. Помогая студентам выбирать роли, мы рекомендовали роли экспертов тем студентам, у которых диагностика показала низкую самооценку, неуверенность, застенчивость. Студентам с завышенной самооценкой рекомендовали роли учителей. В качестве наблюдателей выступали студенты, имеющие невысокий статус в группе. Советы преподавателей носили только рекомендательный характер, выбор оставался за каждым студентом.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru