Студенты-учителя готовили свои варианты самопрезентаций, представляя свое видение роли современной школы, свои взгляды на значимость образования для современного школьника, свои личностные и профессиональные ценности. Студенты демонстрировали свои способности, личностные качества, которые помогут им в успешной организации образовательного процесса. Реализация этой игры была направлена на формирование субъектной позиции студента, на стимулирование его активности, инициативы, креативности, умения убеждать, формулировать и отстаивать собственную позицию.
Студенты отмечали, что участие в таких деловых играх как «Психолого-педагогический консилиум» и «Самопрезентация» помогло получить более детальное представление о сущности профессиональной деятельности, о взаимоотношениях с коллегами, о функциональных обязанностях учителя, психолога, классного руководителя.
Примеряя различные профессиональные роли, студенты отмечали особенности своего эмоционального состояния, подчеркивали, что лучше стали чувствовать состояние другого человека, более терпимо относиться к противоположной точке зрения.
В ходе заключительного рефлексивного анализа студенты отвечали на вопрос: «Что дало Вам участие в деловой игре «Самопрезентация»?». Студенты математического факультета по-разному оценили свое участие в игре. Среди вариантов ответов были следующие: «Мне было трудно играть роль эксперта, трудно задавать вопросы, подбирать слова, оценивать «учителей». Мне было бы легче принять в новую школу всех желающих»; «Я поняла, что в игре могут возникнуть конфликты и надо стараться не допускать их»; «Мне очень понравилась игра, было интересно придумывать свой проект школы. Я почувствовала, что профессия учителя может быть творческой»; «Я попробую использовать подобную игру в школе, в которой я работаю». «Я понял, что сделать правильный выбор очень трудно и надо отвечать за свой выбор».
Третий этап – интегрирующий, этап накопления и обогащения студентами личностного опыта применения игровых технологий. Особую интегративную роль выполнял курс по выбору студентов «Педагогические и психологические основы использования игровых технологий в образовательном процессе». Цель этой дисциплины: систематизация теоретических знаний, связанных с социальной природой игры, с подходами к ее типологии, со спецификой различных игровых технологий;
направленное, адресное развитие проектировочной, диагностической, прогностической, коммуникативной, рефлексивной компетенций;
накопление и обогащение субъективного личностного опыта применения студентами различных игровых технологий.
Теоретический блок курса представлен знаниями из философии, культурологии, общей, детской, возрастной, педагогической, социальной психологии, общей педагогики, истории педагогики и образования, педагогической технологии.
Таблица 6
Учебно-тематический план по дисциплине «Педагогические и психологические основы использования игровых технологий в образовательном процессе» (по выбору студентов)
Наименование разделов и тем |
Лекции |
Семинары |
СРС |
Раздел 1. Философские основы игры | |||
Тема 1. Исторический аспект игры. Игра в истории развития человечества. |
2 |
3 | |
Тема 2. Философское значение игры. Понимание игры в различных философских концепциях. |
2 |
3 | |
Раздел 2. Основные теории игровой деятельности | |||
Тема 3. Теория избытка нервных сил, компенсаторности. Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов |
2 |
4 | |
Тема 4. Теория рекапитуляции и антиципации. Теория функционального удовольствия, реализации врожденных влечений. |
2 |
4 | |
Тема 5. Теория отдыха в игре. Теория воздействия на мир через игру |
2 |
4 | |
Тема 6. Теория духовного развития ребенка в игре |
2 |
2 |
4 |
Раздел 3. Социальная природа игры | |||
Тема 7. Связь игры с искусством и эстетической культурой. Теория абсолютизации культурного значения игры. |
2 |
4 | |
Тема 8. Специфика игровой деятельности. Взаимосвязь игры и труда. |
2 |
2 |
4 |
Раздел 4. Психология игры | |||
Тема 9. Психологические основы игровой деятельности. Концептуальные основы игровых технологий (игровые технологии в контексте бихевиоризма, когнитивной, гуманистической психологии и др.). |
2 |
2 |
4 |
Тема 10. Современные игровые технологии, их характеристика, специфика реализации. Вызовы и риски применения игровых технологий. |
2 |
2 |
3 |
Раздел 5. Игровые технологии в деятельности учителя математики (информатики) и классного руководителя | |||
Тема 11.Особенности применения игровых технологий в учебном процессе |
2 |
4 | |
Тема 12. Игровые технологии в работе классного руководителя. Общая классификация игр. |
2 |
2 |
3 |
Всего: 80 |
24 |
12 |
44 |
Другое по теме:
Особенности внимания у младших школьников
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при формировании достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает ...
Понятия «игра» и «игровая деятельность»
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего, ...
Общение ребенка дошкольного возраста с взрослыми
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьм ...