Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 5

- Известный педагог И.П. Подласый, автор учебника «Педагогика», относит игру к типу нестандартных уроков, рекомендует практиковать такие уроки всем учителям. По его мнению, игра, необычная по замыслу, организации, методике проведения, больше нравится учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, и способствует повышению интереса школьников к занятиям. Но «не следует превращать ее в главную форму работы» [150, с.530], так как введение игры в учебный процесс требует большего количества времени, в ней отсутствует серьезный познавательный труд и она показывает невысокие результаты». Согласны ли Вы с этим суждением, обоснуйте свое отношение к подобной позиции.

- Современный специалист по сравнительной педагогике Т.В. Цырлина пишет: «Во всех известных гуманистических авторских школах прошлого и настоящего игра была и остается одним из краеугольных камней их существования». Как бы Вы объяснили это положение? В чем Вы видите связь игры с гуманизацией образовательного процесса?

- Игра, с точки зрения Л.С. Выготского, не является преобладающей деятельностью в дошкольном возрасте. В основных жизненных ситуациях ребенок ведет себя диаметрально противоположно тому, как он ведет себя в игре. Но игра «создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». Игра поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Нет ли здесь противоречия? Как Вы объясните эту мысль Л.С. Выготского?

В процессе изучения курсов “Педагогическая психология” и “Педагогические технологии и основы управления образовательными системами” студенты рассматривают алгоритм реализации игровых технологий, анализируя его основные этапы:

- определение на диагностической основе основных целей и задач игры;

- ознакомление с правилами, их уточнение, конкретизация, согласование с участниками игры;

- подготовка игровой атрибутики, символики;

- адаптация игрового материала, коррекция первоначального игрового замысла;

-планирование, детализация, конкретизация игрового сценария (необходимое оформление аудитории, распределение ролей, выделение экспертной группы, уточнение критериев успешности игры);

- проведение игры, управление ее ходом, коррекция игрового поведения участников;

- групповой и индивидуальный рефлексивный анализ, оценка состоявшейся игры, обсуждение результатов.

Мы обращали особое внимание студентов на организационные и психолого-педагогические условия осуществления эффективной игровой деятельности, а также знакомились с возможными негативными последствиями применения игры: дегуманизация межличностных отношений, снижение статуса ребенка в коллективе. Жесткая ориентация участников игры на победу, некорректная позиция педагога могут стать причиной раскола студенческой группы, школьного класса. Предупредить подобные осложнения позволяет общая культура управления игрой, педагогический такт учителя, обоснованность его игровой позиции, культивирование гуманистических отношений в группе, продуманный выбор участниками игровых ролей с учетом их индивидуально-личностных особенностей.

Игровые технологии ориентированы на индивидуальность участников, на учет их личностных особенностей, на стимулирование их творчества. Демонстрируя многообразие эффективных способов реагирования в одной и той же педагогической ситуации, эти технологии обладают значительным потенциалом для развития гибкости мышления студентов, мобильности их профессионального поведения. Особую роль игровых технологий мы видим в развитии педагогической импровизации - эта личностная и профессиональная характеристика приобретает особую значимость в будущей профессиональной деятельности. Для импровизации особенно важны гибкость, спонтанность, раскованность профессионального поведения, доброжелательный психологический климат, желание попробовать свои силы в нестандартных ситуациях.

В ходе основного этапа реализации предложенной нами модели, учитывалась преемственность при включении в образовательный процесс игровых технологий: начиная с игровых ситуаций, игровых фрагментов, мы постепенно переходили к ролевым, сюжетно-ролевым играм, к имитационному моделированию и далее к деловым играм.

Проигрывание разнообразных игровых фрагментов, микропреподавание мы рассматриваем как инструментарий, помогающий обогащению конативного и личностного (развитию субъектности, рефлексии, эмпатии, креативности, ответственности) компонентов игровой компетентности студентов. Включаясь в систему ролевых ситуаций, будущие учителя приобретали некоторый опыт принятия решений с учетом возможностей и особенностей своих однокурсников, их оценок, убеждений, интересов.

Ролевые игры, представляя собой более экономичный и менее трудоемкий вариант игровых технологий, позволяют решить многие профессионально-ориентированные задачи. Наличие проблемы, различных интересов участников, выполняющих определенные роли, многообразное взаимодействие студентов в процессе решения задачи - все это создает условия для стимулирования эмоционально-ценностного отношения к игровым технологиям, для адресного развития личностного компонента игровой компетентности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru