Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 4

На втором этапе продолжается обогащение когнитивного компонента игровой компетентности, с этой целью используются репродуктивные и частично–поисковые задания:

- Проиллюстрируйте конкретными примерами, (опираясь на свой собственный опыт или литературные источники), такие функции игровой деятельности как диагностическая, социокультурная, развивающая, стимулирующе-мотивационная, коррекционная, коммуникативная, психотерапевтическая, функцию релаксации, создания психологического комфорта, безопасности, принятия:

- Из текста книги В. Распутина «Уроки французского» выпишите характеристики, связанные с игровой позицией, особенностями игрового поведения молодой учительницы французского языка. Прокомментируйте специфику поведения учителя в игровой ситуации;

На основном этапе формирования игровой компетентности особенно важны задания на сравнение, анализ, синтез, систематизацию, обобщение, проявление собственной поисковой и творческой деятельности.

Например, студентам предлагалось сравнить несколько вариантов классификаций игры и игровых технологий, обоснованных различными исследователями (К. Гросс, Ф. Фребель, Ж. Пиаже, Сикорский, Пидкасистый и другие), выбрать классификацию, наиболее полезную для классного руководителя, для учителя-математики, объяснить свою точку зрения. Предложить и обосновать свой вариант типизации игровых технологий.

Попытки разработки третьекурсниками своих собственных вариантов классификаций с обоснованием системы признаков, выбранных для типизации, оказались полезными и интересными. Такой подход создавал условия для выявления сущностных характеристик понятия, уточнения его объема, для развития субъектности студентов. Участвуя в подобной работе, студенты выявляли практический потенциал изучаемого теоретического материала.

Для стабилизации эмоционально-ценностного отношения студентов к игровым технологиям, развития их личностных качеств особенно значимы задания, ориентированные на сравнительный анализ и оценку позиций различных ученых-исследователей, на выявление собственного отношения студентов к определенной ситуации. В процессе семинарских, лабораторно-практических занятий, самостоятельной работы студентам предлагались учебные, учебно-методические, научно-популярные и научно-исследовательские тексты, отражающие различные, зачастую противоположные, позиции их авторов. В качестве противоположных позиций, в частности, были приведены мнения Я.А. Коменского и Гегеля. Положительно оценивая роль игры в образовании школьников, Я.А. Коменский убеждал, что «забавы ведут к серьезным целям». Гегель, выступал против «играющей педагогики», подчеркивая, что «играющее воспитание может иметь для всей жизни мальчика то последствие, что он на все станет смотреть с пренебрежением».

Противопоставление идей великих психологов, педагогов стимулировало дискуссию, направляло студентов на подбор наиболее точных аргументов.

Значительный потенциал для развития личностного отношения к психологической и педагогической информации, выявления ее субъективного смысла имели такие задания, в которых требовалось дополнить, проанализировать, сгруппировать учебный материал, оценить предложенную точку зрения. Например, студенты выполняли следующие задания:

- Для отбора игровых технологий предлагается учитывать: морально-нравственные, психологические, медицинские, эргономические, экологические критерии, а также контролировать внедрение технологий с точки зрения «педагогической чистоты» и «нравственной безопасности». Докажите актуальность названных оснований отбора, проиллюстрируйте их важность примерами из собственной педагогической практики. Дополните предложенный перечень.

- Как Вы понимаете слова Ю.П. Азарова: « Я вызываю в себе состояние детства . сбрасываю с себя “все взрослое ». Поясните свою мысль конкретными примерами.

- Объясните высказывание известного отечественного педагога: «Игровая форма помогала переводить воображаемое действие в реальное поведение, тем самым чисто интеллектуальное знание становилось знанием осознанным и эмоционально пережитым».

(Олег Газман. Неклассическое воспитание). Согласны ли Вы с этой позицией?

- Одна из наиболее распространенных классификаций, берущих за основу несколько ведущих признаков, подразделяет все игры на: 1) обучающие; 2) физические и оздоровительные; 3) психотехнические игры и тренинг; 4) интеллектуально-творческие заботы и развлечения; 5) социальные игры; 6) комплексные игры. К обучающим играм традиционно относят весь комплекс игр, специально созданных либо приспособленных для целей обучения. Предложите свой вариант классификации дидактических игр, учитывая специфические особенности математики и информатики.

- Сопоставьте высказывания А.С. Макаренко и С.И. Гессена: «Нужно, прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет никакой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу». «Игра должна быть организована таким образом, чтобы в ней предчувствовался будущий урок». То есть, по мнению Гессена С.И., игра будет приучать детей ставить все более и более отдаленные и устойчивые цели своей деятельности и тем самым, незаметно от ребенка, перейдет в работу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru