Педагогика и воспитание » Методика преподавания литературной сказки в средней школе » Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского

Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского

Страница 5

Например, в уроке учителя начальных классов Е.В. Рыжовой, детям прямо задаются вопросы, направленные на нравственную оценку героя:

3) Чтение в лицах диалога между Чернушкой и Алёшей.

Как Алешу характеризует Чернушка? (Добрый, ветреный, никого не слушает с первого слова).

А каким еще стал Алеша? (Послушным)

Мир, в который он попал ночью, напомнил ему сказку, и, чтобы попасть туда снова, он готов измениться, стать послушным.

(http://festival.1september.ru/articles/522880/).

В учебнике под редакцией В.Я. Коровиной работа с произведением А. Погорельского завершает знакомство учащихся с жанром литературной сказки. На изучение этого произведения в различных вариантах тематического планирования отводится от одного до трех часов.

На работу с этим учебником и рассчитана предлагаемая ниже разработка уроков по волшебной повести "Черная курица, или подземные жители". Всего на работу с повестью отводится два урока.

I урок:

Исторический очерк: как учили дворянских детей.

Краткие сведения об Антонии Погорельском.

Комментированное чтение сказки "Черная курица, или Подземные жители": Алёша и Чёрная курица.

Цели и задачи урока:

дать учащимся представление о тех обстоятельствах дворянского быта, которые необходимы для понимания "Чёрной курицы";

дать минимальные знания о писателе и его времени;

учить видеть за поступками литературного героя определённый характер;

расширять словарный запас;

развивать навык беглого и внимательного чтения;

развивать умение ориентироваться в тексте;

развивать образные представления.

I. Рассказ о том, как учили дворянских детей.

В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.

Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое - частные пансионы?

Существительное "пансион" образовано от латинского слова со значением "платеж, взнос". В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.

Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) - до губернского города (т.е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.

В семьях рождаются дети. По законам того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу или в губернский город, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную - довольно большую - плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за год вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Распределение функциональных обязанностей руководящих работников
Организационная структура ГОУ СПО «Профессионально – педагогический колледж» Рис. 1 ...

Развивающие игры и упражнения
Человек приобретает основные навыки, необходимые для жизни, начиная со своего рождения и до 20 лет. Мозг позволяет нам общаться с внешним миром, обучаться, запоминать информацию и испытывать различные чувства. Он делится на два полушария: правое и левое. Правое полушарие координирует движения и &qu ...

Исследование уровня картографических знаний, умений и навыков учащихся 6-х классов
Современные требования к подготовке учащихся общеобразовательной школы по истории предполагают улучшение качества усвоения исторического материала, а значит и совершенствования картографических знаний и умений как составной части исторического образования. Проблема создания условий, выбора методов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru