Педагогика и воспитание » Методика преподавания литературной сказки в средней школе » Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского

Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского

Страница 3

Можно ли нарушение обещания назвать плохим поступком?

Да, можно.

А теперь посмотрите на таблицу, которая получилась у нас. Давайте положим на одну чашу весов положительные качества, а на другую - отрицательные. (На весы, заранее принесенные в класс, выкладываются шашки белого (положительные качества) и черного (отрицательные качества) цветов.)

Хорошее

Плохое

Ум

Миловидность

Доброта

Скромность

Любознательность

Любовь к окружающим

Правдолюбие

Желание обмануть

Гордость

Надменность

Непослушание

Нескромность

Самолюбие

Праздность

Нарушение обещания

Что вы видите?

Чаша с отрицательными качествами перевесила, и весы перестали работать.

Но ведь такой процесс происходил и в душе мальчика. Как показывает нам сбой работы внутренних весов Алеши Погорельский?

Мальчик заболел.

Погорельский тонко чувствует психологию подростка и мастерски описывает все переживания, всю борьбу, идущую в душе ребенка. И вместе с тем, он ни на минуту не сомневается в том, что мальчик исправится, он верит в него, постоянно говоря о том, что внутренний голос мальчика, голос совести, постоянно борется с происходящим. "Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда". Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал".

Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: "Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда, при своей учености, будешь самое несчастное дитя!"

Кто еще, кроме голоса совести пытается наставить мальчика на путь истинный? Как призывают его к исправлению?

Чернушка. Именно Чернушка говорит о скромности, о неблагодарности, о том, что очень трудно избавляться от пороков.

Совершенно верно, рупором авторских идей в произведении является курица Чернушка (петух) - символ рассвета, пробуждения, бдительности, призыва к пробуждению и бою.

А еще на стороне автора выступает учитель. Какие слова произносит он?

"Чем более вы от природы имеете способностей и дарований., тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли…"

Верно, с ними солидарен и автор: "Увы! Бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность"

Прислушивается ли к голосу совести, к словам Чернушки, к словам учителя мальчик?

Нет, не прислушивается.

И что же происходит?

Подземные жители покидают свое место, а Алеша заболевает.

Изменился ли мальчик после болезни?

Говорят о том, что мальчик выздоравливает духовно и физически.

Можно ли назвать Антония Погорельского писателем-психологом, почему?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых ванных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего ...

Профессионально-прикладная физическая подготовка
Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались сер ...

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в
XIX век привнёс в школьное историческое образование перемены. Всю школьную систему и содержание образования в этом столетии можно условно разделить на 4 периода. 1-й – с начала XIX в. до 1817 г. – период либеральных реформ; 2-й – с 1817 г. по сер. 1850 гг. – период реакции; 3-й-с сер. 1850-х до сер ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru