Новая педагогика » Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах » Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду

Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду

Страница 10

определить необходимые для работы инструменты;

определить вид и количество материалов, необходимых для работы;

обратить внимание на соединение материалов между собой и т.д.

На занятиях художественного труда и изобразительного искусства, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работ. Этого можно добиться самыми различными методами. Например, многие учителя на уроках тематического рисования (иллюстрировании сказок), чтобы активизировать работу учащихся, читают отрывки из сказок, включают магнитофонные записи с фрагментами музыкальных произведений (например, Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»; П. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица»; Пуни или Р. Щедрина «Конек-горбунок»). При этом педагог обращает внимание детей на то, как мастера искусств – поэты, музыканты, живописцы – своими средствами решали подобные темы.

Эффективно использование на уроках художественного труда, декоративного и тематического рисования живые фрагменты природы – листья и ветки растений; скомпонованные фрагменты природы в виде гербариев, но подобранные в определенной цветовой гамме.

Такие художественно скомпонованные гербарии помогают развить у школьников чувство колорита, цветовой гармонии. В начале эти занятия связываются с несложными заданиями по декоративному рисованию (составление узоров, мозаичных работ из цветной бумаги), а затем и при решении тематических картин, рисовании с натуры.

Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и к более прочному закреплению его. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. Предмет приобретает для ребенка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

В практике мы наблюдаем, что учащиеся плохо усваивают учебный материал, если они пассивно воспринимали объяснения учителя, а активно включиться в работу не успели. Так, если при изучении конструктивного строения формы предмета дети внимательно слушали объяснение педагога, рассматривали модель и натуру, но практически закрепить эти знания не пытались, этот учебный материал будет усвоен слабо. При активной же работе усвоение материала значительно улучшится. Отсюда возникает требование к преподавателю: направить активность учащихся, дать им возможность самим решить поставленные задачи.

Учитель вызывает активность детей наводящими вопросами, предложением сделать новое решение композиции рисунка и т.п. Например, ученик приступил к построению изображения куба, но пассивно срисовывает его и дает искаженный перспективный вид формы, а как исправить изображение, не знает. Учитель, ничего не показывая, задает ему ряд наводящих вопросов, чтобы он сам догадался, как надо вести построение изображения: «Что находится рядом с гипсовым кубом?» Ученик смотрит на натуру, видит рядом проволочную модель куба и правильно отвечает. «Что необходимо понять, прежде чем начать рисовать?» Ученик вспоминает предварительные объяснения учителя и отвечает: «Надо понять строение куба, чтобы правильно наметить основу его формы, представить, как располагаются все поверхности куба в пространстве, а потом изобразить куб «прозрачным», наметить его видимые и невидимые стороны». – «Так. А что необходимо сделать, чтобы изображение получилось правильное, отвечало законам перспективы?» Ученик отвечает: «Надо определить линию горизонта (уровень зрения), точки схода и использовать их при построении. А потом показать объем с помощью светотени».

Таким образом, учитель помогает школьнику активно работать, анализировать форму натуры и сознательно строить ее изображение на плоскости.

Другой пример. На уроке дети составляют узор в квадрате. Многие хорошо справились с заданием. Учитель направляет их дальнейшую активную работу. Он дает следующее задание: составить узор для квадратной коробки. Дети начинают самостоятельно работать. При этом они используют домашние зарисовки, составляют целый ряд эскизов, ищут наиболее удачное композиционное и цветовое решение. Работа идет с большим увлечением.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Другое по теме:

Диагностика уровней сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе нами описаны ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 01 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г На первом этапе был проведен I констатирующий ...

Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук. Тво ...

Диагностика воспитанности, как условие эффективности воспитательного процесса
Воспитание – процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. С определенного возраста воспитание сочета ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru