Новая педагогика » Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах » Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду

Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду

Страница 7

Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки, картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета его характерные особенности. Например, при рисовании с натуры геометрических тел дети не могут представить, как располагаются в пространстве невидимые поверхности предмета. Устанавливая рядом с гипсовым слепком проволочную модель, мы помогаем им правильно понять конструктивную закономерность строения формы.

На занятиях живописью учащимся надо чаще наглядно показывать изменение цвета под влиянием рефлекса, изменение цветовых и тоновых отношений в зависимости от освещения и расстояния.

Это можно продемонстрировать прямо на натурной постановке.

На уроках художественного труда в качестве наглядного материала могут быть использованы: иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества (резьба по дереву, вышивка, народные игрушки, роспись – хохломская городецкая). Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства – рисунку и живописи. Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:

схематические рисунки и таблицы, гипсовые модели геометрических тел, слепки с классических образцов скульптуры;

модели из проволоки и картона, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры;

специальные модели и приборы для демонстрации явлений перспективы и светотени;

рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;

репродукции картин и рисунков мастеров;

кинофильмы, раскрывающие технику работы карандашом и кистью;

специальные приборы – «Цветовой круг» и «Тоновой круг» для развития у детей чувства цвета и тона.

Все эти средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру – ее форму, структуру, цвет и фактуру. Например, при раскрытии понятия «тон» педагог может проделать опыт с кусочками картона различной окраски и фактуры. Освещая их одним источником света, он может показать, как меняется тон под различными углами освещения в зависимости от расстояния до источника света. Стоит только немного изменить положение плоскости (угол падения луча света), как изменится и тон. Можно показать изменение тональных от ношений с помощью изменения фона: натура на светлом и на темном фоне.

И все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика. Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Не случайно Я.А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики».

Например, мы объясняем принципы построения формы кувшина с помощью вспомогательных линий. Показывая местоположение вспомогательных линий, мы замечаем, что многие учащиеся не совсем ясно себе представляют, как они располагаются по форме. Когда же мы начинаем рисовать и наглядно показывать, по каким узловым точкам проходят эти линии в рисунке и где их можно представить, глядя на натуру, ученикам становится ясна и вся конструктивная схема строения формы, и местоположение линий в рисунке.

Методическую последовательность работы над лепкой животного рассматривают как механическое расчленение целого на части или как процесс последовательного изготовления частей животного (голова, тело, хвост, лапы). Далее каждая часть снова расчленяется на части, только уже на более мелкие (голова: глаза, рот, уши; лапы: пальцы, когти и т.д.). Дети начинают лепку с более общих деталей: тело или голова. Далее, соблюдая пропорции, следует изготовить оставшиеся части.

Для соблюдения пропорций необходимо рассмотреть это животное в натуре. Это может быть изображение этого животного на доске педагогом или картинка, но эффективнее сочетать рисунок с натуральным макетом. Например, детям можно раздать пластиковые макеты, либо они сами принесут из дома игрушки.

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выражения формы средствами рисунка и, живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой. Однако процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое по теме:

Опыт работы Европа-школы
Нам удалось познакомиться с опытом одной из Европа-школ, где среди других языков изучается и русский. На каждой возрастной ступени работают 2 параллельных класса. В подготовительных классах учится по 16 детей. С 1 класса планируемая наполняемость составляет 24 ученика. Русско- и немецко- говорящие ...

Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих ди ...

Учебная мотивация
Сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребенка. Для её, ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru