Педагогика и воспитание » Методика преподавания литературной сказки в средней школе » Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского

Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского

Страница 1

"А. Погорельский: писатель, психолог и воспитатель" (урок по литературе в 5-м классе по произведению А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители")

Цель:

Познакомить с психологическим мастерством А. Погорельского в изображении детского характера.

Развитие умения работать с деталью, умения анализировать текст, умения вступать в диалог по прочитанному произведению, умения сравнивать, развитие речи.

Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

План:

Повторение изученного (3 мин.).

Подход к новой теме (5 мин.).

Изучение новой темы (анализ отрывков текста) (20 мин.).

Выводы по уроку (формулировка темы урока) (10 мин.).

Домашнее задание (2 мин.).

Оборудование:

Бумага для рисования.

Весы и шашки.

Карточки, на которых написаны положительные и отрицательные качества главного героя.

Магнитная доска, магниты.

Ход урока.

Здравствуйте, мы с вами уже начали говорить о произведении Антония Погорельского "Черная курица или подземные жители". Вспомним, о чем мы узнали на предыдущем уроке.

Это литературная сказка, написал ее Антоний Погорельский (А.А. Перовский) для своего племянника Алеши Толстого.

Чем отличается литературная сказка от народной?

Дети говорят об отличиях литературной сказки от народной.

Перед вами лежат маленькие листочки бумаги. Нарисуйте на них маленького человечка - себя. А теперь нарисуйте этому человечку хвостик.

(Дети рисуют на маленьких листочках бумаги, которые были розданы им до урока.)

Те, у кого хвостик получился прямым, имеют характер нерешительный, неуверенный, но ровный. У кого хвостик с петелькой, те занудливы, пессимистичны и однообразны. У кого хвостик в виде точки, у тех характер замкнутый и отстраненный. Кто нарисовал хвостик-зигзаг, тот резок и активен. У кого хвостик, как у зайчика, тот общительный, добрый и ласковый. А у кого хвост некрасивый, непонятный, тот непостоянный, нервный и неуравновешенный человек.

Как вы думаете, зачем мы провели этот тест?

Вы хотели узнать о нашем характере.

А как называется человек, который изучает настроение, характер, поведение и другие особенности человека?

Психолог.

Совершенно верно, этот человек - психолог, а наука, которой он занимается - психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека. Еще в Древней Греции, где зародилась эта наука, основной темой психологии была проблема души.

А, интересно, может ли писатель быть психологом?

Наверное, может.

Давайте проанализируем сказу. Это поможет нам дать точный ответ на поставленный вопрос.

Перед вами лежат отрывки из текста, найдите, пожалуйста, те из них, в которых описывается характер Алеши до получения конопляного зернышка.

Ребята ищут отрывок, в котором говорится об уме и миловидности героя.

Выделите основные качества мальчика.

Автор показывает нам ум и миловидность Алеши.

(Учитель крепит к магнитной доске карточки с теми качествами, которые называют учащиеся, к концу анализа на доске появятся две колонки с противоположными качествами Алеши.)

Все ли это качества мальчика?

Находят отрывок о доброте и скромности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний
Наилучшей формой представления заданий итоговой проверочной работы считается тестовая. Тесты стали использоваться в социологии, психологии и педагогике во второй половине прошлого века. Сам термин был введен Ф. Гальтоном. Важный шаг в распространении тестов был сделан бостонскими школами, заменивши ...

Формула Бейеса
Составим задачу: Пусть дано событие А, оно может наступить при появлении одного из несовместных Событий В1, В2,…, Вn, которые образуют полную группу. Так как нам заранее не известно, какое событие наступит, их называют гипотезами. Допустим, что произведено испытание в результате, которого появилось ...

Как изучалось творчество
Исследования творчества ведутся в нескольких направлениях 1. Изучение опыта ученых, проживших плодотворную жизнь в науке, обогативших ее открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда. Но анализируя условия, в которых родилась идея или откристаллизовалась в сознании проб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru