Педагогика и воспитание » Методика преподавания литературной сказки в средней школе » Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского

Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского

Страница 1

"А. Погорельский: писатель, психолог и воспитатель" (урок по литературе в 5-м классе по произведению А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители")

Цель:

Познакомить с психологическим мастерством А. Погорельского в изображении детского характера.

Развитие умения работать с деталью, умения анализировать текст, умения вступать в диалог по прочитанному произведению, умения сравнивать, развитие речи.

Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

План:

Повторение изученного (3 мин.).

Подход к новой теме (5 мин.).

Изучение новой темы (анализ отрывков текста) (20 мин.).

Выводы по уроку (формулировка темы урока) (10 мин.).

Домашнее задание (2 мин.).

Оборудование:

Бумага для рисования.

Весы и шашки.

Карточки, на которых написаны положительные и отрицательные качества главного героя.

Магнитная доска, магниты.

Ход урока.

Здравствуйте, мы с вами уже начали говорить о произведении Антония Погорельского "Черная курица или подземные жители". Вспомним, о чем мы узнали на предыдущем уроке.

Это литературная сказка, написал ее Антоний Погорельский (А.А. Перовский) для своего племянника Алеши Толстого.

Чем отличается литературная сказка от народной?

Дети говорят об отличиях литературной сказки от народной.

Перед вами лежат маленькие листочки бумаги. Нарисуйте на них маленького человечка - себя. А теперь нарисуйте этому человечку хвостик.

(Дети рисуют на маленьких листочках бумаги, которые были розданы им до урока.)

Те, у кого хвостик получился прямым, имеют характер нерешительный, неуверенный, но ровный. У кого хвостик с петелькой, те занудливы, пессимистичны и однообразны. У кого хвостик в виде точки, у тех характер замкнутый и отстраненный. Кто нарисовал хвостик-зигзаг, тот резок и активен. У кого хвостик, как у зайчика, тот общительный, добрый и ласковый. А у кого хвост некрасивый, непонятный, тот непостоянный, нервный и неуравновешенный человек.

Как вы думаете, зачем мы провели этот тест?

Вы хотели узнать о нашем характере.

А как называется человек, который изучает настроение, характер, поведение и другие особенности человека?

Психолог.

Совершенно верно, этот человек - психолог, а наука, которой он занимается - психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека. Еще в Древней Греции, где зародилась эта наука, основной темой психологии была проблема души.

А, интересно, может ли писатель быть психологом?

Наверное, может.

Давайте проанализируем сказу. Это поможет нам дать точный ответ на поставленный вопрос.

Перед вами лежат отрывки из текста, найдите, пожалуйста, те из них, в которых описывается характер Алеши до получения конопляного зернышка.

Ребята ищут отрывок, в котором говорится об уме и миловидности героя.

Выделите основные качества мальчика.

Автор показывает нам ум и миловидность Алеши.

(Учитель крепит к магнитной доске карточки с теми качествами, которые называют учащиеся, к концу анализа на доске появятся две колонки с противоположными качествами Алеши.)

Все ли это качества мальчика?

Находят отрывок о доброте и скромности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Современные зарубежные дидактические системы
Современные дидактические системы, основываясь на достижениях и ошибках прошлого, выдвигали новые концепции, которые должны были решить основную задачу обучения. Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности: Мет ...

Посторенние линии регрессии для корреляции
Во многих задачах требуется установить и оценить зависимость изучаемой случайной величины У от одной или нескольких других величин. Так например может интересовать зависимость между спортивным результатом конькобежца и его аэробными возможностями, зависимость между силой мышц и скоростью их сокраще ...

Основные понятия теории вероятностей
Теория вероятностей служит основой для анализа тех явлений окружающего мира, которым свойственна «изменчивость» и проявление которых не определяется однозначно условиями проводимых наблюдений. Вопрос о применимости вероятностных и статистических методов является непростым, и, во всяком случае, его ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru