Новая педагогика » Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах » Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду

Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду

Страница 2

Особенно внимательно и обдуманно надо относиться к методике обучения живописи. Обучение живописи, особенно на первых порах, проходит труднее, чем обучение рисунку, так как стихия краски часто приводит к неорганизованности в работе.

Например, учебный натюрморт состоит из синей вазы, желтого лимона и драпировки. Талантливый ученик, обладающий тонким чувством цвета, работая гуашевыми красками, выполнил очень эффектную работу. На синем фоне вазы красиво горит оранжевый рефлекс от лимона, приятно для глаза гармонизирован цвет драпировки и плоскости стола. По общему впечатлению, работу ученика можно оценить очень высоко и даже рекомендовать на выставку. Однако с педагогической, научно-методической точки зрения такую работу оценивать высоко нельзя: школьник работал по чувству, интуитивно, без соблюдения правил и законов цветоведения. Рефлекс на синей вазе от желтого лимона будет зеленого цвета, а не оранжевого. Ученику удалось положить оранжевый мазок на синюю вазу только благодаря свойству гуашевых красок, но если бы он работал акварелью, у него ничего не получилось бы, так как от смешения синего и оранжевого на этом месте появилась бы грязь.

В данном случае педагог не ознакомил учащихся с законами цветоведения, с законами дополнительных цветов. Соблюдая принцип научности, учитель должен был рассказать об основных свойствах красок, продемонстрировать схему (таблицу) дополнительных цветов, чтобы учащиеся ее хорошо запомнили.

Некоторые учителя, пренебрегающие принципом научности, в подобных случаях любят говорить: «Зачем ребенку навязывать свое видение? Каждый человек видит и воспринимает мир по-своему, и в этом ценность искусства. В детском рисунке нас восхищает, прежде всего, непосредственность восприятия. Так пусть ребенок изображает природу, как ему самому хочется, как в песне поется: «Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевый верблюд.»

Это ложная точка зрения на методику преподавания искусства в школе. Законы строения форм природы и явлений действительности остаются одни и те же, независимо от того, кто их наблюдает. В каждом явлении, в каждом предмете, каким бы он ни казался ученику, существует определенная закономерность строения, объективно и независимо от наших ощущений. Не вещи существуют благодаря ощущениям, а ощущения – благодаря вещам.

Субъективность наших ощущений объясняется различием физиологического строения нашего организма, различием нашего интеллекта. Сама же природа существует объективно и независимо от наших чувств. Карл Маркс писал: «Так световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз». И если не каждый ученик сможет сразу увидеть все особенности строения натуры, то мы объясним это не тем, что он видит натуру по-иному, а лишь его недостаточным знанием предмета. Познание натуры у школьника должно быть объективным, правильным, возникающим на основе серьезных научных знаний.

Падающие на какой-нибудь предмет лучи света отражаются от него, а зритель, наблюдающий этот предмет, воспринимает их органом зрения (глазами), причем это отражение объективного мира в глазу человека является точным, адекватным. И.М. Сеченов писал: «Когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета, мы ощущаем не то изменение, которое он производит в сетчатке глаза, как бы следовало ожидать, а внешнюю причину ощущения – стоящий перед нами (т.е. вне нас) предмет».

Возвращаясь к нашему примеру, скажем, что все дети, несмотря на различие темпераментов и способностей, могли правильно увидеть цвет синей вазы и желтого лимона. Более того, они смогли бы правильно определить и цвет рефлекса на синей вазе от желтого лимона, если бы педагог немного помог им в этом.

Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его, мы не только стараемся скопировать его внешнюю форму, но и стремимся понять внутреннюю структуру. Внешность предмета определяется внутренней конструкцией, скелетом, который часто скрыт от глаза, но важен для правильной передачи внешней формы. Например, желая нарисовать куб, рисующий, прежде чем приступить к изображению, ясно представит себе его форму, основные грани, завершающие собой плоскости, и расположение этих граней в пространстве, т.е. представит конструктивную схему строения куба, а затем уже приступит к рисованию. И кого бы мы ни попросили нарисовать куб, нам каждый сумеет его изобразить правильно: один хуже, другой лучше, но все дадут изображение формы куба. Причина этого в том, что у рисующих есть ясное представление о форме и характере предмета – знание его строения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

История становления классного руководства в российской школе
До 1917 в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся). После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей ст ...

Система образования в Германии
Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское госу ...

Включение детей в совместную деятельность
Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является объективным фак ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru