Новая педагогика » Особенность и проблемы формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи » Результаты изучения сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений

Результаты изучения сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений

Страница 5

На основании анализа таблицы 2.3. можно сделать следующие выводы:

среди дошкольников с нормально развитой речью высокий уровень развития пространственной ориентировки наблюдается у 50 %, что составляет 10 детей. Эти ребята в процессе обследования набрали 3 баллов, т.е. справились со всеми предложенными тремя заданиями. Среди детей с нарушением речи только 15% имеют высокий уровень.

средний уровень развития пространственной ориентировки отмечается у 40% (что составляет 5 детей) дошкольников с нормально развитой речью и у 50 % детей с ТНР. Эти дошкольники правильно выполнили как минимум 1 из трех заданий и в одном допустили ошибку, при этом смогли сами себя поправить.

Низкий уровень развития пространственной ориентировки отмечается у 10% детей с нормой развития и у 35% детей с нарушением речи. Качественный анализ действий дошкольников показывает, что для детей с нормой развития это задание не было сложным. Они выполняли его быстро, укладывались в отведенное время, воспринимали все, как игру. Детям с нарушением речи неоднократно требовалось повторять инструкцию, объяснять суть задания. Они путались в использовании предлогов, не могли самостоятельно себя поправить. Постоянно требовалась помощь со стороны педагога.

Таким образом, дети с нарушением речи, как правило, имеют средний или низкий уровень развития пространственной ориентировки, в то время как у их сверстников с нормальным речевым развитием преобладает высокий или средний уровень развития пространственной ориентировки.

Далее была использована методика «Разрезные картинки». В качестве стимульного материала использовались разрезные картинки, изображающие предметы или животных.

Основная инструкция давалась в «глухом» виде: «Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись». То есть экспериментатор не называл предмет, который необходимо сложить из частей. Одна из оптико-пространственных задач, которую должен решить ребенок — по деталям опознать предмет и опираясь на мысленный образ, собрать картинку. Если ребенок может спонтанно решить задачу, узнав предмет и практически сразу, целенаправленно собрав части в целое, — мы можем говорить о хорошем уровне наглядно-образного мышления.

Было 3 подхода:

Сложить картинку, разрезанную пополам.

Сложить картинку, разрезанную на 4 равные части (матрешка).

Сложить картинку, разрезанную на 5 неравных частей (чайник).

В норме, дети 5-5,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три-пять неравных частей (вдоль рисунка и поперек него), на четыре равные диагональные части (имеются в виду прямые разрезы под углом 90°).

Дети старше 5,5-6,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на пять и более неравных частей различной конфигурации.

Критерии оценки были такие же как и в предыдущем задании.

В результате все данные по методике отражены в таблице 2.4

Таблица 2.4– Результаты обследования дошкольников двух групп по методике«Разрезные картинки»

Уровень развития пространственной ориентировки

Категория испытуемых

Дети с нормально развитой речью

Дети с ТНР

Кол.чел

%

Кол.чел

%

3 балла —высокий.

12

60

4

20

2 балла — средний.

8

40

10

50

0-1 балла — низкий.

0

0

6

30

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Психолого-педагогическая поддержка одаренной учащейся молодежи
- Проектирование содержание, технологии обучения, оценки, достижений достижений учащихся для системы дистанционного обучения в профильных классах по математике, информатике, истории, химии, географии; - усиление направленности деятельности студенческого самоуправления на воспитание высоконравственн ...

Модель подготовки будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин
Проектируя теоретическую модель подготовки студентов к применению игровых технологий при изучении психолого-педагогических дисциплин, мы опирались на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную на кафедре педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Решение проблемы подготовки будущих ...

Организация элитного образования
Овладение высшем образованием в университете предполагает подготовку специалиста качественно нового типа – специалиста-исследователя, способного, используя накопленный личностный потенциал и полученные компетенции, на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность. Вырастить элитного спе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru