На основании анализа таблицы 2.3. можно сделать следующие выводы:
среди дошкольников с нормально развитой речью высокий уровень развития пространственной ориентировки наблюдается у 50 %, что составляет 10 детей. Эти ребята в процессе обследования набрали 3 баллов, т.е. справились со всеми предложенными тремя заданиями. Среди детей с нарушением речи только 15% имеют высокий уровень.
средний уровень развития пространственной ориентировки отмечается у 40% (что составляет 5 детей) дошкольников с нормально развитой речью и у 50 % детей с ТНР. Эти дошкольники правильно выполнили как минимум 1 из трех заданий и в одном допустили ошибку, при этом смогли сами себя поправить.
Низкий уровень развития пространственной ориентировки отмечается у 10% детей с нормой развития и у 35% детей с нарушением речи. Качественный анализ действий дошкольников показывает, что для детей с нормой развития это задание не было сложным. Они выполняли его быстро, укладывались в отведенное время, воспринимали все, как игру. Детям с нарушением речи неоднократно требовалось повторять инструкцию, объяснять суть задания. Они путались в использовании предлогов, не могли самостоятельно себя поправить. Постоянно требовалась помощь со стороны педагога.
Таким образом, дети с нарушением речи, как правило, имеют средний или низкий уровень развития пространственной ориентировки, в то время как у их сверстников с нормальным речевым развитием преобладает высокий или средний уровень развития пространственной ориентировки.
Далее была использована методика «Разрезные картинки». В качестве стимульного материала использовались разрезные картинки, изображающие предметы или животных.
Основная инструкция давалась в «глухом» виде: «Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись». То есть экспериментатор не называл предмет, который необходимо сложить из частей. Одна из оптико-пространственных задач, которую должен решить ребенок — по деталям опознать предмет и опираясь на мысленный образ, собрать картинку. Если ребенок может спонтанно решить задачу, узнав предмет и практически сразу, целенаправленно собрав части в целое, — мы можем говорить о хорошем уровне наглядно-образного мышления.
Было 3 подхода:
Сложить картинку, разрезанную пополам.
Сложить картинку, разрезанную на 4 равные части (матрешка).
Сложить картинку, разрезанную на 5 неравных частей (чайник).
В норме, дети 5-5,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три-пять неравных частей (вдоль рисунка и поперек него), на четыре равные диагональные части (имеются в виду прямые разрезы под углом 90°).
Дети старше 5,5-6,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на пять и более неравных частей различной конфигурации.
Критерии оценки были такие же как и в предыдущем задании.
В результате все данные по методике отражены в таблице 2.4
Таблица 2.4– Результаты обследования дошкольников двух групп по методике«Разрезные картинки»
Уровень развития пространственной ориентировки |
Категория испытуемых | |||
Дети с нормально развитой речью |
Дети с ТНР | |||
Кол.чел |
% |
Кол.чел |
% | |
3 балла —высокий. |
12 |
60 |
4 |
20 |
2 балла — средний. |
8 |
40 |
10 |
50 |
0-1 балла — низкий. |
0 |
0 |
6 |
30 |
Другое по теме:
Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития
мальчиков и девочек дошкольного возраста
В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние изученности заявленной темы исследования. Основной цельюнашего исследования является сравнительное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста. Теоретический анализ лит ...
Соли аммония
Соли аммония – сложные вещества, в состав которых входят катионы аммония NH4+, связанные с кислотным остатком. Физические свойства Кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Получение Аммиак (или гидроксид аммония) + кислота. NH3 + HNO3 → NH4NO3(нитрат аммония) 2NH4OH + H2SO4 → ...
Японские вузы
Поскольку будущее ученика по окончании средней школы зависит от оценки его способностей при поступлении в престижную школу второй ступени и университет, большинство учащихся всех классов несколько вечеров в неделю посещают специальные подготовительные учебные заведения «дзюку». Считается, что будущ ...