Новая педагогика » Особенность и проблемы формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Особенность и проблемы формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни .

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому перед воспитателями дошкольных учреждений встает проблема ознакомления детей со временем – неосязаемым явлением в условии преобладания наглядно-образного мышления и восприятия детей дошкольного возраста. Данная проблема остается актуальной и на современном этапе развития методики формирования элементарных математических представлений.

Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.

Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

Пространственные категории относятся к важнейшим понятийным категориям, которые отражаются в речи ребенка и осваиваются им в старшем дошкольном возрасте.

Исследование способов передачи пространственных отношений позволяет отразить реальное функционирование языка – его использование в коммуникативной деятельности, где локальность выступает как универсальный организующий центр речи, поскольку в любом высказывании фиксируется пространственная сущность мира с помощью языковых элементов выражения этого значения: пространственных предлогов, наречий, прилагательных, существительных, некоторых синтаксических конструкций и т.д.

Цель: Изучить особенность формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР

2. Осуществить сравнительный анализ сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений

3. Подобрать методы и приемы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ТНР.

Объект: пространственно-временные представления у старших дошкольников с ТНР

Предмет: процесс формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР

Гипотеза: существуют различия в уровне пространственно-временных представлений у детей с ТНР и детей массовых групп дошкольных учреждений.

Методы исследования:

Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы. На эмпирическом этапе использовалось тестирование, анализ педагогической документации, наблюдение. Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ.


Другое по теме:

Университеты в Канаде
Во второй половине 1990-х годов в Канаде существовало 78 университетов, обладающих правом присвоения ученой степени. В большинстве университетов обучение ведется на английском языке. В нескольких учебных заведений, в основном в Квебеке, преподавание ведется на французском языке, а еще в нескольких, ...

Мотивы учения в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, ...

Соли аммония
Соли аммония – сложные вещества, в состав которых входят катионы аммония NH4+, связанные с кислотным остатком. Физические свойства Кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Получение Аммиак (или гидроксид аммония) + кислота. NH3 + HNO3 → NH4NO3(нитрат аммония) 2NH4OH + H2SO4 → ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru