Новая педагогика » Дидактические игры в логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией » Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи

Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи

Страница 1

Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Коррекция нарушения письма требует длительного времени и большого напряжения сил учащихся. Поэтому необходимо как можно раньше предотвратить дисграфию у детей для успешного овладения письменной речью.

Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного под руководством Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

В школе логопедический кабинет либо отсутствует вовсе, либо переполненность логопункта создает очередность зачисления детей с различными речевыми нарушениями на занятия. Поэтому детям приходится ждать оказания специализированной логопедической помощи довольно длительное время, за которое категория детей с предпосылками дисграфии может перейти в разряд слабоуспевающих или неуспевающих по русскому языку и чтению. Поэтому меры по предупреждению подобных трудностей у детей следует проводить еще в дошкольном возрасте.

В дошкольном образовательном учреждении во всех логопедических занятиях с детьми по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать упражнения по профилактике возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи. Другими словами, на занятиях логопеда с дошкольниками должны использоваться упражнения, направленные на развитие функций, навыков и умений, составляющих предпосылки для формирования правильной письменной речи.

В общеобразовательной школе можно рекомендовать учителям включать в уроки обучения грамоте, русского языка и чтения упражнения по развитию фонематического восприятия и фонематических представлений, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, соотносить звуки и буквы, производить звуко-буквенный анализ слов и т.д.

На сегодняшний день в отечественной логопедии имеется ряд методических разработок, посвященных предупреждению появления нарушений письменной речи у детей разных возрастных групп и с разными речевыми нарушениями. Кроме того, практикующие логопеды, основываясь на работах своих известных коллег и обобщая свой личный опыт, сами разрабатывают, испытывают и применяют на практике программы по предупреждению дисграфии.

Так, Л.Г. Парамонова профилактические меры предлагает проводить как в раннем детстве, так и в среднем и старшем дошкольном возрасте. В раннем детстве автор указывает на необходимость как можно полнее реализовать медицинскую часть профилактических мер, на этом оздоровительном фоне реализовать психолого-педагогическую часть комплекса. Основная задача этой части профилактики – обеспечение благоприятных социальных условий для формирования всех психических функций ребенка, включая и речевую. Особое внимание должно уделяться полноценному развитию устной речи ребенка. В среднем и старшем дошкольном возрасте основное содержание профилактической работы должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок дисграфии, описанных Л.Г. Парамоновой.

А.Н. Корнев подразделяет профилактику дисграфий на первичную и вторичную. Первичная профилактика заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к дисграфии. Основа вторичной же профилактики – это своевременное выявление группы риска, исправление фонетико-фонематических нарушений и формирование функционального базиса письма.

С.В. Коноваленко разработала ряд мер по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Автор предлагает проводить работу в следующих направлениях: различение групп звуков, звуковой анализ и кодирование слогов и слов, развитие тонкой моторики и увеличение скорости письма, развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста
Развитие наблюдения и наблюдательности у детей, в дошкольной педагогике, считается одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие ра ...

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках природоведения
Творчески осмысливая каждый урок познания мира, большинство учителей не только развивают репродуктивную деятельность учащихся, а побуждают их к активному познанию окружающей действительности, учат самостоятельному добыванию знаний. Такие уроки развивают у детей интерес к изучению природы, активизир ...

Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru