Новая педагогика » Особенность и проблемы формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи » Результаты изучения сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений

Результаты изучения сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений

Страница 1

На первом этапе была проведена диагностика знаний детей. Методика включала в себя несколько серий заданий.

Серия 1 проводилась с целью исследовать знаний ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека. Давались следующие задания:

Задание 1. «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».

Задание 2. «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением человека. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?».

Задание 3. «Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?»

Серия 2 проводилась с целью выявить знание ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра. Давались следующие задания:

Задание 1. «Какие дни недели ты знаешь? Назови их».

Задание 2. «Посмотри на эти значки. Каждый значок обозначает занятия, которые проходят у нас в определенные дни недели: кисточка – изо; цифра – математика; ручка – обучение грамоте; мяч – физкультура; нота – музыка; пустые карточки – выходные дни. Разложи их по порядку. Назови, в какой день проходит это занятие».

Задание 3. «Скажи, какое занятие будет сегодня. Положи на стол соответствующую карточку. Какой сегодня день недели? Справа от карточки положи символ занятия, которое будет завтра. Какой день недели будет завтра. В какой день недели у нас занятие по … (называют занятие, которое было

Серия 3 проводилась с целью определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Давались следующие задания:

Задание 1. «Назови, какие времена года ты знаешь. Выбери карточки с изображениями этих времен года. Почему ты выбрал эти карточки».

Задание 2. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, День рождения, Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День Знаний, День Независимости… Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник «прошел» в свой месяц».

Задание 3. «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку».

Серия 4 проводилась с целью выявить умение определять время с использованием календаря и механических часов. Давались следующие задания:

Задание 1. «Посмотри на календарь и ответь на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели?»

Задание 2. «Перед тобой часы. Скажи, сколько сейчас времени. Поставь стрелки часов так, чтобы было ровно 2 часа. Поставь стрелки часов так, что бы на них было 5 часов 30 минут».

В результате были получены данные, которые отражены в таблицу 2.1, а так же в протоколах

Таблица 2.1 – Сформированность временных представлений у дошкольников (%)

Уровни

Группа с ТНР

Группа с нормально развитой речью

Серия 1 (части суток)

Уровень, соответствующий норме

80

80

Уровень ниже нормы

20

20

Низкий уровень

0

0

Серия 2 (дни недели)

Уровень, соответствующий норме

20

55

Уровень ниже нормы

55

25

Низкий уровень

25

20

Серия 3 (времена года и месяцы)

Уровень, соответствующий норме

25

60

Уровень ниже нормы

40

20

Низкий уровень

35

20

Серия 4 (знание календаря и часов)

Уровень, соответствующий норме

10

10

Уровень ниже нормы

65

35

Низкий уровень

25

55

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Отношение к природе в дошкольном возрасте
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который прив ...

Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей с ЗПР
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положи ...

Место географии в профильном обучении
Школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в общеобразовательной школе – это первый и одновременно последний период в жизни человека, когда формирование взглядов происходит под ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru