Полученная сумма сравнивалась с табличным значением и с учетом числа степеней свободы k, определяемого как уменьшенное на единицу количество сопоставляемых разрядов f i .
В результате обработки данных мы получили ∑=14,35, следовательно х2=14,35. Так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное, то существуют различия между частотами в двух группах испытуемых. Что и следовало доказать.
«Установление обыденных предметно-пространственных отношений» (С.Д. Забрамной) Цель методики: выявление возможностей использовать житейские представления и знания в осмысливании расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу.
Детям предлагались картинки следующего содержания:
1) карандаш на столе, - под столом, - около стола;
2) мальчик на дереве,- под деревом, - за деревом, - около дерева;
3) картинки с изображением одного предмета в центре и четырех предметов, расположенных по отношению к центру справа и слева, вверху и внизу.
Давалась следующая инструкция: «Скажи, где «здесь» лежит карандаш где сидит (стоит) мальчик … ». «Посмотри, вот здесь нарисована звезда и самолет». Звезда в центре. Скажи, где, по отношению к звезде, нарисован самолет. При необходимости оказывается подсказывающая помощь». «Справа или слева? Вверху или внизу?»
Что находится в центре рисунка? (Самолет)
Что находится в правом верхнем углу? (Облако)
Что находится слева от самолета? (Дом, солнце)
Где находится дом по отношению к самолету? (Внизу слева)
Где находится облако по отношению к самолету, дереву, солнцу? (Наверху справа, над деревом, справа)
Что находится в правом нижнем углу? (Дерево)
Критерии для оценки: точность словесного определения пространственного положения одного предмета по отношению к другому.
Ответы детей оценивались следующим образом: + -выполнил все задания правильно (1 балл), – - не справился с заданием (0 баллов) , ± - справился с заданием частично (0,5 баллов). В результате все данные по методике отражены в таблице 2.3
Таблица 2.3 Результаты обследования дошкольников двух групп по методике «Установление обыденных предметно-пространственных отношений»
Уровень развития пространственной ориентировки |
Категория испытуемых | |||
Дети с нормально развитой речью |
Дети с ТНР | |||
Кол.чел |
% |
Кол.чел |
% | |
3 балла — высокий. |
10 |
50 |
3 |
15 |
2 балла — средний. |
8 |
40 |
10 |
50 |
0-1 балла — низкий. |
2 |
10 |
7 |
35 |
Другое по теме:
Комбинированный урок
Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подстру ...
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умени ...
Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников
Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мухина. По мнению С.С. Мухина психопатологической основой алексии (дислексии) и аграфии (дисграфии) является нарушение структурообразования. Автор считает, что в подавляющем большинстве случаев ...