Все упражнения выполняются детьми сначала одной — ведущей рукой, затем другой рукой, а позже, по мере усвоения, двумя руками одновременно. Положение локтя при их выполнении следует фиксировать. Если ребенок затрудняется в их выполнении, берем кисть ребенка в свою руку и совершаем совместные действия. Важное место при выполнении этих заданий занимает речь, которая носит эталонный характер. Педагог строит свои подкрепляющие высказывания таким образом, чтобы закрепить возникающий в представлениях ребенка зрительно - двигательный образ предмета или животного.
Много внимания на занятиях по изобразительной деятельности уделяется развитию речи детей. Необходимо постоянно уточнять и постепенно расширять запас слов, обозначающих названия цветов, формы, местоположения, пространственных и пропорциональных соотношений и т. д. Слова, значения которых детьми хорошо усвоены, следует вводить в ситуативную, а затем в контекстную речь.
Развитию этих умений способствует также использование «литературного ряда», планируемого к каждому занятию и включающего адаптированные стихотворные и прозаические тексты. Подготовка детей к групповой работе начинается с работы в паре со сверстником, затем дети включаются в совместную деятельность в небольшой группе, и только потом работа разворачивается по подгруппам.
Гибкое сочетание подгрупповой и индивидуальной работы позволяет выравнивать внутригрупповые различия воспитанников, восполнить пробелы в развитии ребенка на предшествующих годах жизни и предоставляет ему возможность оказаться в ситуации успеха среди сверстников. А это в свою очередь оказывает позитивное влияние на мотивационную сторону личности детей. Структура занятия предполагает сочетание нескольких предметных областей программного материала. Например: развитие эмоций, изобразительная деятельность, поддерживающее общение; развитие моторики, сенсорная стимуляция, изобразительная деятельность. Сама изобразительная деятельность на занятии может занять 3-10 минут. Тематика занятий между предметными областями планируется сквозная для лучшего усвоения материала. В процессе обучения особое внимание уделяется «технической вооруженности» ребенка.
На каждом занятии определенное время отводится удобной «посадке» детей для работы, которая не обязательно предполагает размещение ребенка за столом. Это может быть специальное кресло, мягкий модуль, инвалидная коляска, ковер. Стол не всегда служит рабочей поверхностью для детей данной категории. Лист бумаги может находиться на полу, на мольберте. К данной проблеме следует подходить индивидуально. Дети располагаются недалеко друг от друга.
Этап формирования предметных изображений
Задачами этого этапа являются:
• формирование у детей умений наблюдать окружающие их предметы и явления, лежащие в основе изображений, а также фиксировать результаты этих наблюдений в своих речевых высказываниях;
• уточнение и расширение представлений детей о внешних свойствах и качествах предметов (цвет, форма, величина, пропорции, материал, назначение);
• обучение способам обследования предмета перед его изображением (ощупывание перед лепкой, обведение по контуру перед аппликацией и рисованием);
• обучение детей правильным действиям с изобразительными средствами — красками, нетрадиционными средствами (пробка, листья растений, поролон, и т. д.), маркерами, фломастерами: правильно держать кисточку, карандаш, адекватно реагировать на изобразительные средства;
• развитие у детей сопровождающей и регулирующей функций речи в процессе создания изображений.
Другое по теме:
Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты
развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...
Формирование вежливости у детей старшего
дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к выводу о необходимости создания и внедрения сюжетно-ролевых игр, которые бы способствовали формированию вежливости детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к вывод ...
Психолого-педагогические основы игровых технологий
Сущность подготовки студентов к использованию игровых технологий мы рассматривали, опираясь на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную А.А. Орловым. Профессионально- педагогическая подготовка будущих учителей в рамках этой концепции понимается как процесс и результат осво ...