Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Страница 1

Изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему.

Отмечается значимость занятий изобразительной деятельностью для познавательного развития ребенка, для коррекции имеющихся у него отклонений. В процессе этих занятий создаются условия для формирования у детей высших психических функций, таких как внимание, восприятие, память, сфера образов представлений, мыслительная, речевая деятельность и воображение. Выделено влияние формирования изобразительной деятельности на личностное становление ребенка с отклонением в развитии.

Обучение детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью проводится с учетом этапов работы, которые отражают процесс формирования изобразительной деятельности (по Е.А. Екжановой).

Первый — подготовительный этап формирования изобразительной деятельности направлен на формирование у детей предпосылок к изобразительной деятельности.

Второй этап — этап формирования предметных изображений на основе предметно-практической деятельности детей и их знакомства со свойствами и качествами предметов.

Третий этап — этап становления сюжетных изображений в ходе формирования образов-представлений, овладения ребенком пространством двумерного листа бумаги. Такой деятельностью дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью могут овладеть лишь при специальном, систематическом обучении.

Опираясь на теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, указанные этапы психологически можно представить следующим образом. Сначала идет этап формирования ориентировочных основ изобразительной деятельности; далее — этап формирования всех основных звеньев продуктивной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения существенных внешних качеств и свойств предметов. Третий этап направлен на развитие собственно продуктивной деятельности ребенка на фоне сокращения внешних ориентировочных действий и активизации образной сферы детей.

Подготовительный этап

Выделение подготовительного этапа в обучении изобразительной деятельности детей с разным уровнем интеллектуального недоразвития является необходимым условием, значимым для всей последующей работы по формированию продуктивных видов деятельности.

Задачами подготовительного этапа являются:

• формирование предпосылок к усвоению нового для ребенка или плохо сформированного у него вида деятельности. Подготовка детей к проведению занятий по изобразительной деятельности в групповой и индивидуальной форме;

• относительное выравнивание внутригрупповых различий в достижениях детей;

• создание базисных навыков, необходимых для овладения программным содержанием обучения;

• восполнение упущенного ребенком на предшествующих этапах развития и обучения (особенно, если обучение проходило в неадекватных состоянию ребенка организационных формах).

Психологическими предпосылками являются:

•формирование эмоциональной включенности ребенка в процесс создания изображений;

•развитие восприятия ребенка;

• развитие зрительно-двигательной координации и моторной ловкости;

• развитие различных функций речи (фиксирующей, сопровождающей) в процессе создания изображений.

Эти предпосылки включены в процесс обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. По существу, они также указывают на основные направления работы в ходе подготовительного периода. В практическом плане их тесное взаимодействие реализуется взрослым в ходе целостной организации деятельности ребенка на начальных этапах обучения, поскольку деятельность ребенка с отклонениями в развитии не имеет самостоятельного характера и целиком зависит от возможностей и способностей взрослого организовать совместное взаимодействие. Проблемный ребенок оказывается несостоятельным при выполнении даже самых элементарных действий со средствами и орудиями изобразительной деятельности, поэтому его зависимость от профессиональной грамотности педагога очень велика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Работа с одаренными учащимися в процессе довузовской подготовки
В настоящее время в крае в учреждениях дополнительного образования детей: Дворец детского творчества города Ставрополя (Малая академия наук), ГОУ ДОД. «Поиск», краевой центр детско-юношеского технического творчества (Малая техническая академия), краевой центр экологии, туризма, краеведения (Краевая ...

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...

Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строени ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru