Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Страница 1

Изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему.

Отмечается значимость занятий изобразительной деятельностью для познавательного развития ребенка, для коррекции имеющихся у него отклонений. В процессе этих занятий создаются условия для формирования у детей высших психических функций, таких как внимание, восприятие, память, сфера образов представлений, мыслительная, речевая деятельность и воображение. Выделено влияние формирования изобразительной деятельности на личностное становление ребенка с отклонением в развитии.

Обучение детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью проводится с учетом этапов работы, которые отражают процесс формирования изобразительной деятельности (по Е.А. Екжановой).

Первый — подготовительный этап формирования изобразительной деятельности направлен на формирование у детей предпосылок к изобразительной деятельности.

Второй этап — этап формирования предметных изображений на основе предметно-практической деятельности детей и их знакомства со свойствами и качествами предметов.

Третий этап — этап становления сюжетных изображений в ходе формирования образов-представлений, овладения ребенком пространством двумерного листа бумаги. Такой деятельностью дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью могут овладеть лишь при специальном, систематическом обучении.

Опираясь на теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, указанные этапы психологически можно представить следующим образом. Сначала идет этап формирования ориентировочных основ изобразительной деятельности; далее — этап формирования всех основных звеньев продуктивной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения существенных внешних качеств и свойств предметов. Третий этап направлен на развитие собственно продуктивной деятельности ребенка на фоне сокращения внешних ориентировочных действий и активизации образной сферы детей.

Подготовительный этап

Выделение подготовительного этапа в обучении изобразительной деятельности детей с разным уровнем интеллектуального недоразвития является необходимым условием, значимым для всей последующей работы по формированию продуктивных видов деятельности.

Задачами подготовительного этапа являются:

• формирование предпосылок к усвоению нового для ребенка или плохо сформированного у него вида деятельности. Подготовка детей к проведению занятий по изобразительной деятельности в групповой и индивидуальной форме;

• относительное выравнивание внутригрупповых различий в достижениях детей;

• создание базисных навыков, необходимых для овладения программным содержанием обучения;

• восполнение упущенного ребенком на предшествующих этапах развития и обучения (особенно, если обучение проходило в неадекватных состоянию ребенка организационных формах).

Психологическими предпосылками являются:

•формирование эмоциональной включенности ребенка в процесс создания изображений;

•развитие восприятия ребенка;

• развитие зрительно-двигательной координации и моторной ловкости;

• развитие различных функций речи (фиксирующей, сопровождающей) в процессе создания изображений.

Эти предпосылки включены в процесс обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. По существу, они также указывают на основные направления работы в ходе подготовительного периода. В практическом плане их тесное взаимодействие реализуется взрослым в ходе целостной организации деятельности ребенка на начальных этапах обучения, поскольку деятельность ребенка с отклонениями в развитии не имеет самостоятельного характера и целиком зависит от возможностей и способностей взрослого организовать совместное взаимодействие. Проблемный ребенок оказывается несостоятельным при выполнении даже самых элементарных действий со средствами и орудиями изобразительной деятельности, поэтому его зависимость от профессиональной грамотности педагога очень велика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Использование наглядных средств обучения на уроке «История Украины»
Тема: «Социально-экономическое положение западно-украинских земель во второй половине ХІХ в. Формирование рыночных отношений» (урок 1). Цель урока: - донести о колониальном характере экономической политики; - натуральный характер товарообмена, который сложился во второй половине ХІХв. между западно ...

Обсуждение результатов формирующего эксперимента
Проверка полученных результатов производилась по методике, описанной в главе 2.1 Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см. приложение 1 . Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3. Состояние фонетико – фонематических функц ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru