Педагогика и воспитание » Роль устной речи в обучении иностранному языку » Говорение как вид речевой деятельности

Говорение как вид речевой деятельности

Говорение – это один из видов речевой деятельности, поэтому говорение следует определять в общем контексте речевой деятельности.

Определяя психологическое содержание речевой деятельности, А.Н. Леонтьев отмечает, что речевая деятельность:

Является своеобразной деятельностью человека и занимает центральное место в процессе его психологического развития; домов фото

Включаясь в другую деятельность человека, выполняет коммуникативную функцию (слово – средство общения), индикативную функцию (слово – средство указания на предмет), интеллектуальную и сигнификативную функцию (слово – носитель обобщения, понятия);

Не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, процесс развития;

Это единство формы и содержания;

Имеет свое выражение в форме слова, которое соотнесено с предметом выражения (мыслью);

Опираясь на теорию А.Н. Леонтьева, мысль как предмет речевой деятельности во многом «формирует весь характер деятельности».

Говорение – по способу оформления предмета (мысли) является устной формой речевой деятельности, которая по направленности речевого действия на выражение предмера (мысли) характеризуется как продуктивный вид деятельности. А по характеру той роли, которую говорение играет в процессе общения, говорение характеризуется инициативным видом речевой деятельности, поскольку направлено на удовлетворение потребностей человека. И.А. Зимняя относит к потребностям, которые реализуются в речи такие потребности являющимися «высшими духовными потребностями»: коммуникативная, познавательная, потребность общения говорение как вид речевой деятельности следует рассматривать в контексте речевой деятельности «…во всей совокупности его деятельностных характеристик». Таким образом, говорение как вид речевой деятельности обладает такими характеристиками: связь с личностью, связь с мышлением, связь с коммуникативной функцией мышления, мотивированность, целенаправленность, социальная природа и т.д.

Речевая деятельность, как и любой другой вид деятельности, является результатом психической, психофизиологической деятельности мозга человека. Следовательно, имеет в своем содержании такие психологические компоненты присущие любой другой человеческой деятельности как предмет, средства, способ действия, продукт и результат, которые реализуются посредством психофизиологических механизмов речи.

Речевая деятельность реализуется, благодаря сложному психофизиологическому механизму речевой деятельности. На связь психологического содержания деятельности и психофизиологических механизмов деятельности обращают внимание многие исследователи. В частности, своей статье «О трояком аспекте языкового знака» Л.В. Щерба, рассматривая природу языка, пишет о том что: «Механизм, это речевая (деятельность) организация человека никак не может равняться сумме речевого опыта (подразумевается под этим и говорение и понимание данного индивида…)… речевая организация человека может быть только физиологической или психофизиологической».

Механизмы порождения и оформления высказывания

Говорение как один из видов деятельности человека обладает всеми психологическими и психофизиологическими характеристиками деятельности, являясь лишь одним из способов реализации речевой деятельности. Таким образом, говорение в психологическом процессе речевой деятельности является способом выражения мысли средствами языка, поэтому устная речевая деятельность имеет особые психологические и психофизиологические механизмы превращения мысли в высказывание.

А.А. Леонтьев, основываясь на анализе психолингвистических моделей речевого высказывания, рассматривает процесс оформления высказывания с психологической точки зрения, приводит следующие этапы речепорождения. Оформление высказывания происходит на 4 этапах:

Этап мотивации высказывания;

Этап замысла (программы плана);

Этап осуществления (реализации плана);

Этапы сопоставления реализации замысла с самим смыслом.

Оформление высказывания – процесс опосредования мысли в высказывание. Механизм оформления высказывания приводится в действие с помощью механизма содержащего 4 этапа:

операцию выбора слов;

оформления модели ключевыми словами;

оформление сообщения в соответствии с нормами языка;

Реализация высказывания.

Проблемы обучения говорению в лингводидактике

Проблема оформления сообщения является одной из главных проблем в современной лингводидактике. Это, во-первых, связано с тем, что процесс оформления устного сообщения – участвует в превращении мысли в высказывание и является промежуточным этапом между мыслью и устным сообщением. Во-вторых, говорение, являясь продуктивным способом реализации предмета речевой деятельности, которой является мысль, говорение, потребность (И.А. Зимняя) является ведущим видом речевой деятельности.

Актуальность обучения оформлению сообщения в устной речи на разных этапах изучения английского языка как иностранного обусловлено тем, что обучение должно быть направлено на формирование речевых навыков, характеристиками которых являются автоматизированность, устойчивость и сознательность и т.д. (Е.И. Пассов, И.А. Зимняя) При этом многие исследователи отмечают, что экспериментально еще не выявлено какое количество упражнений необходимо для автоматизации навыка (Л.В. Щерба).


Другое по теме:

Игра как средство активизации речевой деятельности в учебном процессе
Содержание предмета «иностранный язык» включает учебную информацию об аспектах языка (фонетика, лексика, грамматика), которая составляет основу формирования и развития навыков и умений, Устное и письменное общение реализуется в четырех видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и пи ...

Основные подходы к оценке результатов обучения
Основной задачей изучения информатики является формирование системно-информационной картины мира в рамках системы понятий данной области знаний. «Это нашло отражение в проекте общеобразовательного стандарта по информатике. Переход к новой структуре обучения информатике на основании решения Коллегии ...

Выявление уровня сформированности навыков диалогической речи учащихся
Для выявления уровня сформированности навыков диалогической речи у учащихся были использованы следующие методы исследования: анкетирование, беседа и наблюдение. 1.1 Анкетирование учащихся по выявлению интереса к использованию ролевых игр на уроках немецкого языка». Нами было проведено анкетирование ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru