Педагогика и воспитание » Проблема манипуляции в педагогической деятельности » Виды манипуляции

Виды манипуляции

Страница 1

Существует множество классификаций видов манипуляции. В начале рассмотрим наиболее распространенную: вербальная и невербальная манипуляция.

Такой способ разделения манипуляции можно увидеть практически у любого автора. В ча­стности, возьмем точку зрения из книги Леонтьева А. А. «Психология общения». По его сло­вам, если присмотреться к процессу манипуляции, то можно увидеть, что он проходить при передаче какой-либо информации от «манипулятора» к «субъекту манипуляции». То есть эта классификация видов манипуляции переплетается с видами передачи информации. По вер­бальному каналу передается менее 33%, а более 65% информации передается с помощью не­вербальных средств общения. При вербальной (словесной) манипуляции средством воздейст­вия на собеседника служит речь манипулятора, то есть все слова и звуки, произносимые им в ходе общения. Невербальная (без слов) манипуляция осуществляется при помощи невербаль­ных знаков, то есть это позы, жесты, взгляды, мимика, территориальное расположение и т. д.

Если сделать небольшой экскурс в историю, то можно проследить такую линию развития этих видов, по статье Михайловой Т. И.:

- невербальная манипуляция развивается на востоке;

- вербальная манипуляция развивается на западе.

Например, в древнем Китае мало внимания уделяли изучению приемов аргументации, рито­рическим построениям и анализу частей речи, следовательно, плохо развиваются вербальные приемы воздействия. Вместо того чтобы убеждать других в споре люди учились, еще до того как начался разговор, склонить собеседника на свою сторону. Акцент делайся не на построе­нии речи, а на создании таких отношений с другим человеком, чтобы любое ваше предложе­ние было принято без всяких сомнений. В Риме, наоборот, широко распространился такой вид искусства как ораторство; даже существовали школы для ораторов, то есть шло развитие вер­бальной манипуляции .

С психологической точки зрения, считает Знаков В.В., так же следует различать манипуля­цию, осознаваемую и неосознаваемую самим манипулятором. Осознаваемая субъектом мани­пуляция может быть социально желанной или, наоборот, не одобряемой. В первом случае речь идет о манипуляции, которую человек совершает из лучших побуждений, желания помочь ближнему, во втором - манипуляция направлена исключительно на получение собственной выгоды. Иногда человек должен манипулировать другими для достижения полезного для всех результата. При этом он понимает, что поступает так только потому, что не видит другого вы­хода. Примером такой манипуляция может служить мама, которая уговаривает дочерей надеть в прохладную погоду пусть менее красивую, но более теплую одежду. "Корыстная манипуля­ция" неоднократно описана в работах, авторы которых изучают технологии скрытого принуж­дения человека в межличностных взаимодействиях и массовых информационных процессах. Примером корыстной манипуляции можно считать поступок Тома Сойера, который, не желая красить забор, побудил своих приятелей выполнить работу за него.

Неосознаваемая манипуляция проявляется в самых разных ситуациях, например, таком межличностном общении, когда один яз собеседников врет другому. Вранье отличное по сво­им механизмам ото лжи и обмана, нередко оказывается внешним проявлением защитных меха­низмов личности. Последнее направлено на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вы­званного неудовлетворенностью субъекта взаимоотношениями с окружающими. Вранье мож­но рассматривать как защитную манипуляцию другими в межличностном общении. Защитная манипуляция представляет собой совокупность не выражаемых вслух, скрытых способов воз­действия на собеседников, направленных на предупреждение таких возможных их слов и дей­ствий, которые потребуют от субъекта актуализации защитных механизмов личности.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Коррекционно-логопедическая работа с детьми
Речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. При отсутствии логопедической помощи дети с нарушениями зрения пополняют группу детей академического риска из-за высокой вероятности возникновения стойких специфических трудностей пр ...

Проектирование занятий по технологии
Проект урока "Домашняя экономика" Предмет: технология Тема урока: "Домашняя экономика" Класс: 8 класс Цели урока: Образовательная: сформировать у учащихся понятия о месте домашней экономики в семье обществе; Развивающая: развивать у учащихся целостность взглядов на семью, её рол ...

Речь и мышление младенца
Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам. Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения сп ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru