Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Страница 5

Этот переход осуществляется через воспитание у детей эстетических потребностей. На начальном этапе эта потребность может носить не эстетическую окраску. В таком случае она диктуется ситуацией предметной деятельности или игры, в которой возникает потребность изобразить что - либо необходимое для игры. Постепенное смещение акцентов в этих работах переходит на собственно изобразительные, эстетические критерии.

Учитывая незрелость эмоционально-волевой сферы, неустойчивость, а иногда и неадекватность эмоциональных реакций детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, большое внимание уделяется именно экспрессивной стороне процесса рисования, что позволяет не только улучшить качество детских рисунков, но и проводить коррекционную работу, способствующую улучшению мотивационных и личностных показателей у детей.

Представления об окружающем мире лежат в основе и реалистического, и фантастического изображения.

Представления об окружающей действительности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью являются неполными, а чаще всего ошибочными.

Формирование графических образов изображаемых предметов является важным направлением обучения рисованию детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Как известно, предметные изображения у детей данной категории бедны, шаблонизированы и страдают многочисленными недостатками, связанными с тем, что ребенок затрудняется создать графический образ предмета. Поэтому научить ребенка проводить обследование предмета с целью формирования его графического образа — важнейшая задача обучения лепке, рисованию, аппликации.

Как отмечала 3.М. Богуславская (1996),

«главным условием является выделение обследования и процесса построения предварительных представлений об изображаемом предмете в особый, выражаемый в материальном продукте, подготовительный этап деятельности».

Чтобы облегчить зрительный способ обследования натуры и развивать графические действия, учим детей осуществлять тактильно-двигательное подкрепление. Сначала в руки ребенку даем реальный предмет, и ребенок обводит многократно его по контуру, потом дети рисуют его мокрой кистью па поверхности, в воздухе и лишь затем приступают к изображению предмета в графической форме.

Система работы по обучению детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности предполагает и развитие тонкой ручной моторики, которая включает в себя кистевую и пальцевую гимнастику, упражнения на выполнение движений в заданном ритме, задания, направленные па развитие произвольного внимания. Данные упражнения помогают корригировать отклонения в развитии тонких пальцевых и кистевых движений, улучшают дифференциацию движений, укрепляют мышцы рук, способствуют подготовке рук к изобразительной деятельности. Кистевая гимнастика развивает у детей свободные кистевые движения. Дети перестают вертеть лист бумаги в процессе рисования, что они делают для правильной передачи формы предмета, и начинают совершать кистевые формообразующие движения.

Пальцевая гимнастика проводится обычно в течение 2-3 минут в начале занятия по изобразительной деятельности или в середине — в форме физкультминутки.

На начальном этапе обучения предлагаем детям задания, имеющие образно-экспрессивную окраску («Погладь котенка», «Слепим снежок», «Постучим молоточком» и т. п.), построенные по принципу имитационных движений. Предполагая их необходимо стремиться сформировать у детей, а затем и совершенствовать у них яркие, образные ассоциации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе
Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 54». В эксперименте участвовали старшие дошкольники (10 человек). Возраст детей (от 5,6 до 6 лет). Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя ми ...

Психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60-х годов, интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специально ...

Игровые приемы в обучении как средство развития внимания в младшем школьном возрасте
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению грамматики. На уроках учителя многие грамматические упражнения заменяют играми, поскольку у детей в этом возрасте это основной и любимый вид деятельности, а также дополнительный стимул к изучению языка. Понятно, что в младше ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru