Этот переход осуществляется через воспитание у детей эстетических потребностей. На начальном этапе эта потребность может носить не эстетическую окраску. В таком случае она диктуется ситуацией предметной деятельности или игры, в которой возникает потребность изобразить что - либо необходимое для игры. Постепенное смещение акцентов в этих работах переходит на собственно изобразительные, эстетические критерии.
Учитывая незрелость эмоционально-волевой сферы, неустойчивость, а иногда и неадекватность эмоциональных реакций детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, большое внимание уделяется именно экспрессивной стороне процесса рисования, что позволяет не только улучшить качество детских рисунков, но и проводить коррекционную работу, способствующую улучшению мотивационных и личностных показателей у детей.
Представления об окружающем мире лежат в основе и реалистического, и фантастического изображения.
Представления об окружающей действительности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью являются неполными, а чаще всего ошибочными.
Формирование графических образов изображаемых предметов является важным направлением обучения рисованию детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Как известно, предметные изображения у детей данной категории бедны, шаблонизированы и страдают многочисленными недостатками, связанными с тем, что ребенок затрудняется создать графический образ предмета. Поэтому научить ребенка проводить обследование предмета с целью формирования его графического образа — важнейшая задача обучения лепке, рисованию, аппликации.
Как отмечала 3.М. Богуславская (1996),
«главным условием является выделение обследования и процесса построения предварительных представлений об изображаемом предмете в особый, выражаемый в материальном продукте, подготовительный этап деятельности».
Чтобы облегчить зрительный способ обследования натуры и развивать графические действия, учим детей осуществлять тактильно-двигательное подкрепление. Сначала в руки ребенку даем реальный предмет, и ребенок обводит многократно его по контуру, потом дети рисуют его мокрой кистью па поверхности, в воздухе и лишь затем приступают к изображению предмета в графической форме.
Система работы по обучению детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности предполагает и развитие тонкой ручной моторики, которая включает в себя кистевую и пальцевую гимнастику, упражнения на выполнение движений в заданном ритме, задания, направленные па развитие произвольного внимания. Данные упражнения помогают корригировать отклонения в развитии тонких пальцевых и кистевых движений, улучшают дифференциацию движений, укрепляют мышцы рук, способствуют подготовке рук к изобразительной деятельности. Кистевая гимнастика развивает у детей свободные кистевые движения. Дети перестают вертеть лист бумаги в процессе рисования, что они делают для правильной передачи формы предмета, и начинают совершать кистевые формообразующие движения.
Пальцевая гимнастика проводится обычно в течение 2-3 минут в начале занятия по изобразительной деятельности или в середине — в форме физкультминутки.
На начальном этапе обучения предлагаем детям задания, имеющие образно-экспрессивную окраску («Погладь котенка», «Слепим снежок», «Постучим молоточком» и т. п.), построенные по принципу имитационных движений. Предполагая их необходимо стремиться сформировать у детей, а затем и совершенствовать у них яркие, образные ассоциации.
Другое по теме:
Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры здоровьесбережения
младших школьников
Формирующий эксперимент был направлен на проверку эффективности выделенных нами в теоретической части исследования педагогических условий формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников. Нами был предложен и проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающе ...
Нормативные документы по обеспечению делопроизводства в дошкольном
образовательном учреждении
Работа с управленческими документами включает: подготовку, технологию работы с ними, систематизацию и организации архивного хранения. Руководитель дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности должен основываться на федеральных законах, указах, распоряжениях Президента Российской Фед ...
Пути и средства подготовки студентов к применению игровых технологий
на этапе пропедевтики
На этапе пропедевтики (первый курс) студенты, с одной стороны, получали некоторую первоначальную информацию об игре, специфике игровой деятельности при изучении курсов «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая психология», с другой стороны, субъективный опыт игровой деятельности, и ...