Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность

Страница 2

Рассмотрим особенности формирования изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью на подготовительном этапе.

У детей данной категории без специального коррекционного воздействия потребность изобразить что - либо не возникает. Изобразительная деятельность формируется в русле коммуникативных потребностей ребенка и, наряду с предметно-практической деятельностью и речью, является действенным средством удовлетворения этих потребностей.

На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, аппликации, привлекать их внимание к полученному результату, выражать положительные эмоции к процессу деятельности. При этом во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к совместным действиям со взрослым, прибегая к комментированному показу собственных действий. Период, когда ребенок с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью может наблюдать за действиями взрослого, очень краток, внимание ребенка постоянно «соскальзывает» на посторонние предметы. Поэтому достаточно быстро переходим к процессу совместных действий, при которых выдерживается следующая последовательность:

• сначала перед ребенком ставят задачу создавать ту или иную поделку, лепку, рисунок и показывают образец;

• затем непродолжительное время педагог показывает действия с комментированием последовательности их выполнения;

• если ребенок не приступает к действиям или выполняет их неверно, педагог использует прием совместных действий, при котором он действует руками ребенка;

• после выполнения задания ребенком лепная или другая поделка, рисунок сравниваются с образцом.

Эмоциональная включенность ребенка в сотрудничество с педагогом обеспечивает формирование интереса к результату деятельности взрослого, а в последующем — и деятельности ребенка. Однако уже на начальных занятиях ребенок оставляет «свой след в искусстве», это может быть лишь отпечаток пальца или руки, обмакнутых в краску. Этот отпечаток в тот же день демонстрируется сверстникам по группе, взрослым. Его можно подарить, рассматривать, любоваться. На подготовительном этапе обучения эти приемы необходимо выполнять как можно чаще, акцентируя внимание ребенка на том, что он это сам нарисовал.

Наряду с использованием совместных действий взрослого с ребенком в обучении большое внимание уделяется развитию восприятия как одной из важных предпосылок к формированию изобразительной деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию восприятия у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью включает в себя работу по формированию ориентировочных действий на внешние свойства и качества предметов. Этими предметами являются предметы ближайшего окружения с простой и ярко выраженной формой и основным цветом. Детей учат выполнять операции по соотнесению, сравнению и группировке, осуществляемые в ходе рассматривания и манипулирования с предметами. Соотнесение плоскостного изображения и объемного предмета служит важнейшим приемом работы по развитию зрительного восприятия. Педагог предлагает не более одного, затем лишь двух-четырех предметов (игрушек: мяч, пирамидка) ребенку и просит соотнести с их плоскостным изображением. Именно этот ориентировочный этап является начальным звеном в переходе ребенка от совместных действий со взрослым к собственному изображению.

Фиксирование элементарных графических образов у детей происходит в процессе их знакомства с предметами простой формы (круглой, прямоугольной, овальной, треугольной). Обучая детей способам обследования предметов, важно научить их ощупывать предмет перед лепкой, выделять его контур перед аппликацией и рисованием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Мотивы учения в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, ...

Певческое самовыражение на уроках Александровой В.В
Александрова Вероника Валерьевна учит школьников владеть голосом как "инструментом". В данном компоненте исходной позицией выступает интонационная выразительность голоса, показателем которой является не столько чистота интонации сама по себе, точность воспроизведения какой-либо последоват ...

Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией
Многолетняя практика показывает, что наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией, позволяет достичь комплексная методика работы. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляц ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru