Рассмотрим особенности формирования изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью на подготовительном этапе.
У детей данной категории без специального коррекционного воздействия потребность изобразить что - либо не возникает. Изобразительная деятельность формируется в русле коммуникативных потребностей ребенка и, наряду с предметно-практической деятельностью и речью, является действенным средством удовлетворения этих потребностей.
На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, аппликации, привлекать их внимание к полученному результату, выражать положительные эмоции к процессу деятельности. При этом во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к совместным действиям со взрослым, прибегая к комментированному показу собственных действий. Период, когда ребенок с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью может наблюдать за действиями взрослого, очень краток, внимание ребенка постоянно «соскальзывает» на посторонние предметы. Поэтому достаточно быстро переходим к процессу совместных действий, при которых выдерживается следующая последовательность:
• сначала перед ребенком ставят задачу создавать ту или иную поделку, лепку, рисунок и показывают образец;
• затем непродолжительное время педагог показывает действия с комментированием последовательности их выполнения;
• если ребенок не приступает к действиям или выполняет их неверно, педагог использует прием совместных действий, при котором он действует руками ребенка;
• после выполнения задания ребенком лепная или другая поделка, рисунок сравниваются с образцом.
Эмоциональная включенность ребенка в сотрудничество с педагогом обеспечивает формирование интереса к результату деятельности взрослого, а в последующем — и деятельности ребенка. Однако уже на начальных занятиях ребенок оставляет «свой след в искусстве», это может быть лишь отпечаток пальца или руки, обмакнутых в краску. Этот отпечаток в тот же день демонстрируется сверстникам по группе, взрослым. Его можно подарить, рассматривать, любоваться. На подготовительном этапе обучения эти приемы необходимо выполнять как можно чаще, акцентируя внимание ребенка на том, что он это сам нарисовал.
Наряду с использованием совместных действий взрослого с ребенком в обучении большое внимание уделяется развитию восприятия как одной из важных предпосылок к формированию изобразительной деятельности.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию восприятия у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью включает в себя работу по формированию ориентировочных действий на внешние свойства и качества предметов. Этими предметами являются предметы ближайшего окружения с простой и ярко выраженной формой и основным цветом. Детей учат выполнять операции по соотнесению, сравнению и группировке, осуществляемые в ходе рассматривания и манипулирования с предметами. Соотнесение плоскостного изображения и объемного предмета служит важнейшим приемом работы по развитию зрительного восприятия. Педагог предлагает не более одного, затем лишь двух-четырех предметов (игрушек: мяч, пирамидка) ребенку и просит соотнести с их плоскостным изображением. Именно этот ориентировочный этап является начальным звеном в переходе ребенка от совместных действий со взрослым к собственному изображению.
Фиксирование элементарных графических образов у детей происходит в процессе их знакомства с предметами простой формы (круглой, прямоугольной, овальной, треугольной). Обучая детей способам обследования предметов, важно научить их ощупывать предмет перед лепкой, выделять его контур перед аппликацией и рисованием.
Другое по теме:
Два подхода к преподаванию математики и задача проектирования курса геометрии
Проблемы в самой математической науке неизбежно влекут за собой проблемы в преподавании математики. Пересмотр основ математики сильно отразился на преподовании геометрии, как на основе и историческом начале всей математики. Остро встал вопрос: «Как преподавать математику и в частности геометрию?». ...
Использование игр при обучении иностранному языку
Применение игры для развития навыков иноязычной речи – еще недостаточно изученная область педагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первых задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом цел ...
Отношение к природе в дошкольном возрасте
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который прив ...