Рассмотрим особенности формирования изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью на подготовительном этапе.
У детей данной категории без специального коррекционного воздействия потребность изобразить что - либо не возникает. Изобразительная деятельность формируется в русле коммуникативных потребностей ребенка и, наряду с предметно-практической деятельностью и речью, является действенным средством удовлетворения этих потребностей.
На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, аппликации, привлекать их внимание к полученному результату, выражать положительные эмоции к процессу деятельности. При этом во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к совместным действиям со взрослым, прибегая к комментированному показу собственных действий. Период, когда ребенок с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью может наблюдать за действиями взрослого, очень краток, внимание ребенка постоянно «соскальзывает» на посторонние предметы. Поэтому достаточно быстро переходим к процессу совместных действий, при которых выдерживается следующая последовательность:
• сначала перед ребенком ставят задачу создавать ту или иную поделку, лепку, рисунок и показывают образец;
• затем непродолжительное время педагог показывает действия с комментированием последовательности их выполнения;
• если ребенок не приступает к действиям или выполняет их неверно, педагог использует прием совместных действий, при котором он действует руками ребенка;
• после выполнения задания ребенком лепная или другая поделка, рисунок сравниваются с образцом.
Эмоциональная включенность ребенка в сотрудничество с педагогом обеспечивает формирование интереса к результату деятельности взрослого, а в последующем — и деятельности ребенка. Однако уже на начальных занятиях ребенок оставляет «свой след в искусстве», это может быть лишь отпечаток пальца или руки, обмакнутых в краску. Этот отпечаток в тот же день демонстрируется сверстникам по группе, взрослым. Его можно подарить, рассматривать, любоваться. На подготовительном этапе обучения эти приемы необходимо выполнять как можно чаще, акцентируя внимание ребенка на том, что он это сам нарисовал.
Наряду с использованием совместных действий взрослого с ребенком в обучении большое внимание уделяется развитию восприятия как одной из важных предпосылок к формированию изобразительной деятельности.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию восприятия у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью включает в себя работу по формированию ориентировочных действий на внешние свойства и качества предметов. Этими предметами являются предметы ближайшего окружения с простой и ярко выраженной формой и основным цветом. Детей учат выполнять операции по соотнесению, сравнению и группировке, осуществляемые в ходе рассматривания и манипулирования с предметами. Соотнесение плоскостного изображения и объемного предмета служит важнейшим приемом работы по развитию зрительного восприятия. Педагог предлагает не более одного, затем лишь двух-четырех предметов (игрушек: мяч, пирамидка) ребенку и просит соотнести с их плоскостным изображением. Именно этот ориентировочный этап является начальным звеном в переходе ребенка от совместных действий со взрослым к собственному изображению.
Фиксирование элементарных графических образов у детей происходит в процессе их знакомства с предметами простой формы (круглой, прямоугольной, овальной, треугольной). Обучая детей способам обследования предметов, важно научить их ощупывать предмет перед лепкой, выделять его контур перед аппликацией и рисованием.
Другое по теме:
Примерное планирование учебного материала по математики в 5 классе,
содержащие нестандартные задания из математического кружка
Учителю, преподающему в 5-6 классах, можно развивать логическое мышление учащихся придерживаясь следующих пунктов: 1.Выбранные задания должны быть посильными для детей. 2.Задания, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными для воздействия на различные компоненты мышления; 3.Если ученик ...
Исследование уровня развития связной речи учащихся 4 класса
В констатирующем тестировании принимали участие 22 ученика 4 «а» класса. Цель: Выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса. Для достижения цели эксперимента нами были использованы некоторые компоненты развития речи младших школьников: богатство языка, обеспечивающее относител ...
Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора
профессии
Процесс профессионального становления рассматривается как проблема поиска смысла собственного существования человека и оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов. Качество профессионального функционирования личнос ...