Тонирование цветочной или папиросной цветной бумагой. Плотный лист белой бумаги смочить водой с помощью губки. Разложить на листе кусочки цветной пли папиросной бумаги и смочить сверху, примакивая губкой. Через несколько минут бумагу снять, получится разноцветный лист. После высыха ни я используют как фон для аппликации или рисования гуашью, фломастером, для выполнения коллажа.
Тонирование мучным клейстером и краской. Плотный лист белой бумаги смазать клейстером при помощи губки. Затем окрашивать, пока он мокрый, широкой жесткой кистью гуашью разных цветов (линиями). Можно сначала смешать гуашь и клейстер в емкости, а затем раскрашивать цветным клейстером с помощью губки с зажимом или жесткой кисти.
Печать рельефной тканью. Окрасить ткань краской и прокрашенной стороной положить на плотный лист белой бумаги, закрывая лист полностью, положить на ткань лист тонкой бумаги и прогладить, затем убрать аккуратно тонкую бумагу и ткань. Можно прикладывать ткань несколько раз по кусочкам, подождав, когда подсохнет предыдущее изображение.
Раскрашивание гуашью, смешанной с клеем ПВА. Гуашь развести клеем ПВА. Раскрашивать сразу после разведения широкой кистью или губкой с зажимом. Окрашенный таким способом фон не пачкается, можно тонировать большие листы для коллективных работ детей.
Тонирование бумаги с помощью мыла. Плотный белый лист бумаги смочить водой, затем «намыливать» куском мыла всю его поверхность. Мыло наносить не равномерно. Можно в некоторых местах нанести значительно больше. На просохший лист наносить аккуратно краску. Фон получается объемным, пушистым (зима, аквариум).
Лепка
Лепка — первый основополагающий вид занятий: детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами — глиной, тестом, пластилином, ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделение его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в жесте, слове, сначала пассивно воспринимаемом, а затем и в активной речи ребенка.
Методика обучению детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью имеет ряд особенностей.
Детей обучаем лепке предметов только после длительного знакомства с пластичными материалами, их свойствами. Определенное время занимает работа по обучению ребенка удерживать пластичный материал. Совместными (частично совместными) действиями знакомим ребенка со свойствами пластичного материала: греем в ладонях, разминаем, перекладываем из одной руки в другую, удерживаем. Учим адекватно реагировать на пластичный материал (не брать в рот, не пачкать мебель, класть на салфетку). Практика показала, что на первых этапах работы с такими пластичными материалами, как глина и пластилин, возникают проблемы: дети берут небольшие куски в рот, им сложно разминать их, так как они довольно упруги. Исходя из этого в программу были внесены предложения по использованию таких пластичных материалов, как заранее приготовленные педагогом комки хлеба и теста. Хлеб лучше применять с большим содержанием клейковины, а тесто изготавливать заранее (рецепт изготовления предложен далее). После того как дети начнут адекватно реагировать на хлеб и тесто, переходим к работе с глиной и пластилином. Когда дети научились удерживать материал, разминать его, учим отщипывать небольшие кусочки от целого. Одной рукой ребенок удерживает целый кусок, а другой - отщипывает маленькие. При этом способы гоже могут быть разными: отрывать, оттягивать, откручивать. Откручивать — более сложный способ, так как требует особых моторных умений и возможностей.
Другое по теме:
Особенности
изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной
недостаточностью
Приоритет коррекционный и воспитательных задач в процессе обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности закономерен, поскольку школьники с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью обладают ограниченными возможностями овладения как з ...
Эффективные методы и принципы, используемые в процессе обучения младших
школьников изобразительному искусству и художественному труду
Изучение теоретического материала по вопросу «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду» позволил нам выделить и проверить в практике работы школы те методы и принципы, которые в большей степени способствуют эффективному обучению младших школьников ...
Младший школьник как субъект учебной деятельности
Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности — самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подл ...