Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Страница 1

Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С одной стороны, технология обучения это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

цели обучения;

содержание обучения;

средства педагогического взаимодействия;

организация учебного процесса;

ученик, учитель;

результат деятельности.

Педагогическая технология функционирует и в качестве науки исследующей наиболее рациональные пути обучения, в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении и в качестве реального процесса обучения. Любая педагогическая технология основывается на том или ином философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии. Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного обучения. Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. В практике начального обучения наибольшее применения нашли следующие педагогические технологии: игровые, развивающие, коллективные способы обучения, проблемные и др. (Классификация представлена в приложении №2). Остановимся на характеристике ряда технологий. Начальное обучение – продолжение дошкольного периода развития ребёнка. Это обуславливает необходимость использования игровых технологий.

Феномен игры состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной педагогике игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент общей технологии;

в качестве урока или его части (введение, контроль);

как технология внеклассной работы.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям:

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Современные теории обучения
Закон РФ "Об образовании" определяет: школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворить образовательные запросы общества, личности и государства. Школа – колыбель народа. Социальный заказ, данный образованию, предельно ясен: воспитывать творческую, ...

Понятие «Технология» в начальной школе
По мнению Л.Ю.Огерчук «В основу парадигмы современного образования положены целенаправленное развитие каждого ребенка, мобилизация его физических и интеллектуальных ресурсов на всех ступенях обучения. Смена стратегии в сфере образования актуализирует проблему технологической подготовки учащихся. «Т ...

Средства и методы развития выносливости
Выносливость – это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению. Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: – в продолжительности работы без признаков утомления на данном ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru