Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Безотметочное обучение в новой модели начальной школы в России

Безотметочное обучение в новой модели начальной школы в России

Страница 1

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе её разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всёй начальной школы. Однако у субъектов широкомасштабного эксперимента до сих пор нет чёткого представления об истинных целях безотметочного обучения, путях перехода начальной школы на другие принципы оценивания. Педагоги, администрация школы не достаточно владеют альтернативными средствами контрольно-оценочной деятельности учащихся; существует разное понимание того, что может подвергаться оцениванию в начальной школе. Если проблемы не будут решены, есть опасность того, что мы вновь вернёмся к пятибалльной системе оценки знаний учащихся в начальной школе.

Остановимся на «болевых» точках проблемы безотметочного обучения: целях, путях его достижения, средствах, методах и формах его реализации.

1. Основные цели безотметочного обучения.

Всем известно, что существует много публикаций о том, что пятибалльная или какая-либо другая количественная шкала оценок является элементом начального обучения травмирующим ребёнка. Ещё раз выделим основные отрицательные эффекты отметки:

- искажение отношений ученика с учителем, родителями и, главное, с самим собой;

- повышение тревожности и невротизация детей;

- искажение учебной мотивации;

- невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика;

- с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки.

Поэтому одна из целей реформы системы школьного оценивания – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Такое направление реформы, по мнению отечественных психологов, позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.

В решении этой проблемы в школах уже есть опыт, хотя иногда он носит формальный характер, когда 5-бальная шкала оценки заменяется другими формами оценки: значками, рисунками и т.п., при этом не меняются все остальные составляющие учебно-воспитательного процесса.

Указанной выше цели, на наш взгляд, достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы – воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе.

Таким образом, проблему безотметочного обучения необходимо рассматривать исключительно в контексте другой более серьёзной, более масштабной проблемы начальной школы – формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников.

Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Школа отвечает за чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте начальной школы, это – проблема начальной и основной школы. Однако от того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, будет зависеть выполнение этой задачи в основной школе. В связи с этим безотметочное обучение становится лишь базовым педагогическим условием для решения этой проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Условия повышения эффективности системы работы с одаренными студентами
Наличие магистратуры как средства отбора талантливых студентов, как образовательной ступени, позволяющей вести обучение на высоком уровне трудности, совмещать разнообразные формы организации учебного процесса и научной деятельности: научные семинары, студенческие исследовательские лаборатории, защи ...

Общая характеристика изобразительной деятельности как средство сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения ...

Технологии виртуального класса
Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), — хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т.д. через виртуальное общение. В связи с ростом популярности совме ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru