Новая педагогика » Сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в процессе занятий изобразительной деятельностью » Методика использования занятий по изобразительной деятельности как средства эмоционального воспитания детей

Методика использования занятий по изобразительной деятельности как средства эмоционального воспитания детей

Страница 2

проводится учителем-дефектологом и (или) педагогом-психологом в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента и состоит из нескольких серий заданий.

Первая серия включает задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек. Вторая серия экспериментов направлена на изучение особенностей восприятия цвета в процессе предметной деятельности и элементарного конструирования. Третья серия имеет своей целью выявить знание эталонов основных геометрических форм и тел, а также особенности действий по обследованию пространственных характеристик предметов в процессе выполнения предметных действий и элементарного конструирования. Заключительная, четвертая серия направлена на выявление представлений детей дошкольного возраста о величине предметов в процессе выполнения предметных действий и действий с дидактической игрушкой.

Таким образом, совокупность заданий в четырех сериях позволяет получить необходимые сведения как об условиях, в которых формируется сенсорная сфера детей, так и о возможностях усвоения ими сенсорных эталонов.

Первая серия

Задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек, изобразительных материалов и инструментов

Данные задания представляют собой адаптированный вариант методики исследования восприятия детей раннего возраста Г.А. Урунтаевой.

В предлагаемых заданиях особенности восприятия и обследовательские действия изучаются в ходе специфических и неспецифических манипуляций, производимых ребенком.

Материал для исследования: две одинаковые игрушки-погремушки (шарики на ручке); пластмассовые машинки, отличающиеся по цвету (белая и красная); резиновые игрушки — отличающиеся по размеру (соотношение 1:3); шар и куб, одинаковые по цвету и размеру.

Задание 1

Цель данного задания: выявление реакции ребенка на зрительно воспринимаемый объект. Ребенку показывают погремушку на расстоянии 30 см от его глаз. Если он не захватывает игрушку, то ее вкладывают ему в правую руку с целью изучения и установления роли моторного компонента в активизации обследовательских действий.

В случае отсутствия реакции ребенка взрослый медленно перемещает незвучащую погремушку на уровне глаз ребенка и на расстоянии 30 см от них от одного края стола до другого со скоростью примерно 5 см в секунду для изучения реакций на движущийся объект.

Задание 2

Цель данного задания: выявление влияния подключения дополнительного анализатора (в данном случае слухового) на интенсивность и качество ориентировочных действий.

Такую же, но озвученную погремушку взрослый показывает ребенку как и в первом задании, но через каждые 30 секунд встряхивает ее по 5 секунд. В том случае, если введение дополнительного признака не побуждает ребенка к реагированию, задание продолжается аналогично второй части первого задания, но с озвученной игрушкой. При этом первые 5 секунд взрослый проводит пассивные движения правой рукой ребенка с целью заставить звучать игрушку. Эта часть задания имеет своей целью выявить значение комплексных воздействий для побуждения дошкольника с интеллектуальной недостаточностью к совершению обследовательских действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru