Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания педагогом закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.
Актуальность проблемы изучения особенностей организации внимания у детей младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, равно как и других процессов. Существуют различные способы и методы развития внимания на уроках.
Педагогу необходимо знать и учитывать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания.
Любому педагогу известно, как трудно у детей поддерживать "внимание" в течение более или менее продолжительного времени. Дети легко отвлекаются, перебрасываются с предмета на предмет, с трудом могут сосредоточиться на какой-нибудь одной работе. Приходится их приучать быть внимательными, приучать останавливаться подолгу на одном каком-нибудь деле. Вся работа только тогда проводится хорошо, когда она проводится со вниманием, даже запоминаем мы лучше, если внимательны к данному материалу. Поэтому вся педагогика в значительной степени ставила своей задачей воспитание внимания.
Цель работы - изучение организации внимания младших школьников на уроках.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
Охарактеризовать внимание как психологическую категорию;
Определить возрастные особенности;
Определить особенности внимания младших школьников в контексте познавательной и учебной деятельности младшего школьника;
Раскрыть возможности применения различных методов организации и развития внимания на урока;
Охарактеризовать условия активизации непроизвольного и произвольного внимания на уроках;
Определить педагогическую эффективность методов для организации внимания.
В качестве объекта моего исследования я рассмотрела организацию внимания младших школьников на уроках.
Предметом данного исследования является ребёнок младшего школьного возраста.
Значимость данной работы заключается в том, что при работе с детьми младшего школьного возраста педагог должен иметь представление о:
психологических свойствах внимания,
возрастных особенностях внимания детей младшего школьного возраста,
различие произвольного и непроизвольного внимания,
теории и методике развития внимания и умение практически применять их практике. Что я и попыталась раскрыть в своей работе.
Методика организации и развития внимания на уроках, применяемая учителем, должна способствовать правильной организации внимания на уроках.
Внимание как психологическая категория, его виды, функции, возрастные особенности рассматривалось многими отечественными и зарубежными психологами.
В различной психологической и педагогической литературе рассматриваются вопросы изучения и формирования внимания младших школьников.
Многие авторы настаивают на первостепенной роли педагога и методике обучения. Очень многое зависит от личности педагога от его знаний о возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста и от способности учителя правильно организовать внимание, использовать грамотные методические приёмы для организации и развития внимания.
Теоретическим основанием данной работы являются работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов:
о фундаментальных концепциях внимания Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С. Л.;
о прикладных исследованиях внимания Гальперина П. Я.,.;
исследования внимания с учётом возрастных особенностей Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Н. Волковой.
Другое по теме:
Стратегии идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов
Проблема обучению пониманию текста привлекла особое внимание методистов в конце прошлого века. Именно в этот период получила распространение точка зрения, что учить надо не чтению, т.е. декодированию букв и слов, а именно пониманию текста. Эта проблема оказалась в фокусе психолого-педагогических ис ...
Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости младших школьников в
учебной деятельности
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В.Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и ...
Особенности психоэмоционального и физического развития детей с нарушениями
речи
При моторной функциональной дислалии – в неречевых психических функциях не отмечается серьёзных нарушений, сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики. В эмоционально – волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное ...