Новая педагогика » Психологические вопросы организации внимания младших школьников на уроках

Психологические вопросы организации внимания младших школьников на уроках

Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания педагогом закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.

Актуальность проблемы изучения особенностей организации внимания у детей младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, равно как и других процессов. Существуют различные способы и методы развития внимания на уроках.

Педагогу необходимо знать и учитывать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания.

Любому педагогу известно, как трудно у детей поддерживать "внимание" в течение более или менее продолжительного времени. Дети легко отвлекаются, перебрасываются с предмета на предмет, с трудом могут сосредоточиться на какой-нибудь одной работе. Приходится их приучать быть внимательными, приучать останавливаться подолгу на одном каком-нибудь деле. Вся работа только тогда проводится хорошо, когда она проводится со вниманием, даже запоминаем мы лучше, если внимательны к данному материалу. Поэтому вся педагогика в значительной степени ставила своей задачей воспитание внимания.

Цель работы - изучение организации внимания младших школьников на уроках.

Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

Охарактеризовать внимание как психологическую категорию;

Определить возрастные особенности;

Определить особенности внимания младших школьников в контексте познавательной и учебной деятельности младшего школьника;

Раскрыть возможности применения различных методов организации и развития внимания на урока;

Охарактеризовать условия активизации непроизвольного и произвольного внимания на уроках;

Определить педагогическую эффективность методов для организации внимания.

В качестве объекта моего исследования я рассмотрела организацию внимания младших школьников на уроках.

Предметом данного исследования является ребёнок младшего школьного возраста.

Значимость данной работы заключается в том, что при работе с детьми младшего школьного возраста педагог должен иметь представление о:

психологических свойствах внимания,

возрастных особенностях внимания детей младшего школьного возраста,

различие произвольного и непроизвольного внимания,

теории и методике развития внимания и умение практически применять их практике. Что я и попыталась раскрыть в своей работе.

Методика организации и развития внимания на уроках, применяемая учителем, должна способствовать правильной организации внимания на уроках.

Внимание как психологическая категория, его виды, функции, возрастные особенности рассматривалось многими отечественными и зарубежными психологами.

В различной психологической и педагогической литературе рассматриваются вопросы изучения и формирования внимания младших школьников.

Многие авторы настаивают на первостепенной роли педагога и методике обучения. Очень многое зависит от личности педагога от его знаний о возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста и от способности учителя правильно организовать внимание, использовать грамотные методические приёмы для организации и развития внимания.

Теоретическим основанием данной работы являются работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов:

о фундаментальных концепциях внимания Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С. Л.;

о прикладных исследованиях внимания Гальперина П. Я.,.;

исследования внимания с учётом возрастных особенностей Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Н. Волковой.


Другое по теме:

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей дошольного возраста
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и ...

Факторы наглядности обучения
1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. 2. Познавательный процесс требует включения в овла ...

Классный руководитель в воспитательной системе школы
Место классного руководителя в воспитательной системе школы. Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru