Педагогика и воспитание » Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников

Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников

Современное человечество вступило, по образному выражению А. Вознесенского, в визуальную эпоху, в корне меняющую базовые социальные установки миллиардов людей, вынужденных включаться в жизнь информационного общества. Неограниченное господство экрана в облике таких уже привычных видеомагнитофонов, телевизоров, компьютеров распространилось не только на сферу бизнеса, политики, экономики, но и вторглось в область сокровенных отношений семьи, веры, т.е. в сферу человеческого духа, претендуя на роль новой философии, новой религии.

По оценкам экспертов, символом XXI в. станет широкомасштабное телевидение. Возможности этой новейшей технологии, с которой только начинают осваиваться конструкторы, действительно безграничны. Если еще учесть расширение компьютерных сетей, то становится очевидным, что мы, вероятно, стоим на пороге глобальных изменений системы социальных связей, установок, ценностей в детской субкультуре.

В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема воздействия экрана (телевизионного, видео и компьютерного) на психическое развитие и личность ребенка.

Педагогические наблюдения и специальные исследования показали исключительность воздействия экранных образов на детское сознание не только вследствие особых технических эффектов (таких, как эффект Кулешова и пр.), но и в силу повышенной возрастной сензитивности, обусловливающей эффективность формирования социальных установок и мотивацию поведения ребенка.

Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

А. Бандура убежден, что люди «научаются» агрессии, перенимая ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство социальных навыков, агрессивная манера поведения усваивается в результате наблюдения за действиями окружающих и оценки последствий этих действий. Наблюдение показало, что дети, смотрящие телевизор не менее четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора два часа в день или меньше.

Сегодня представляется целесообразным провести новые исследования влияния демонстрации экранных образов на психику человека, особенно детей дошкольного возраста, с учетом возникновения таких факторов воздействия, как компьютерные игры.

Проблемой агрессивного поведения занимались: Л.И. Божович, Н. А. Волкова, А. И Захаров, А. А. Люблинская, А. А Назаретян, Е. А. Рогов, М П. Якобсон и другие исследователи, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте.

Цель исследования: выявить роль экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников.

Объект исследования: развитие агрессивности у дошкольников.

Предмет исследования: экранные образы как фактор развития агрессивности дошкольников.

В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования: у дошкольников, предпочитающих экранные технологии агрессивного содержания, среди значимых ценностей может преобладать ценность экрана и наблюдаться высокий уровень агрессивности.

Задачи исследования:

Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.

Выявить экранные образы телепередач, видеофильмов, компьютерных игр, предпочитаемые дошкольниками.

Определить значение и место экранных технологий среди значимых ценностей для дошкольников, предпочитающих телепередачи и компьютерные игры агрессивного и неагрессивного характера.

Исследовать уровень агрессивности в группах дошкольников, предпочитающих телепередачи и компьютерные игры агрессивного и неагрессивного характера.

Разработать рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теория становления личности ребенка (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.)), исследования по проблемам детской агрессии (Л. Берковиц, Р. Бэрои, Ю.Е. Иванова, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов), а также данные о роли экранных образов в формировании личности ребенка и, в частности, культуры его телевосприятия (Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, Е.А. Захарова, Д. Лемиш, К.А. Тарасов, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.).

База исследования: Исследования проводились на базе МДОУ № 12 п. Мирный. В исследовании принимали участие 26 дошкольников старшей группы.

Для достижения поставленной цели и решения задач в работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, беседа.

1. Беседа об экранных предпочтениях дошкольников.

2. Методика «Робинзон».

3. Методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что исследован уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, определено значение и место экранных технологий среди значимых ценностей для дошкольников, разработаны рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Диагностический комплекс методик, используемых в практической части исследования, разработанные нами рекомендации могут быть полезны педагогам-психологам, воспитателям, родителям для оказания помощи в профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста.


Другое по теме:

Социокультурные основы специального образования
Концепция Социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная до Середины ХХ в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце ХIХ — начале ХХ в. под влиянием философии Ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В ее основе лежала идея о социальной полезно ...

Содержание и структура правового образования в школе
Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешко ...

Методика оценки эффективности проведённой работы
Показателем эффективности проведенной работы является улучшение состояния клиента, повышение самооценки и снижение агрессивности и аутоагрессии, улучшение межличностного взаимодействия клиента с окружающими субъектами. Все это может выявить специалист в процессе заключительной беседы с клиентом. Ес ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru