Педагогика и воспитание » Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков с разным уровнем компьютерной грамотности » Эмпирическое исследование особенностей ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности

Эмпирическое исследование особенностей ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности

Страница 1

В нашем исследовании приняли участие 67 старшеклассников из школ № 73 и № 75 города Лесного, из них 38 девушек и 29 юношей. Возраст испытуемых 16 –17 лет. На первом этапе с помощью анкеты мы выделили три группы испытуемых по уровню компьютерной компетентности. В таблице №1 представлены основные характеристики уровня компьютерной компетентности и количественный состав групп.

Таблица №1

Характеристики группы

Количественный состав

Группа №1

Компьютер используется в основном как средство развлечения и общения. Испытуемые демонстрируют высокую осведомленность в игровых и развлекательных программах. Некоторые из них проводят немало времени в Интернете, посещая чаты, музыкальные и игровые сайты.

Всего 24 человека, из них 15 юношей 9 девушек

Группа №2

Компьютер используется преимущественно как средство решения учебных и познавательных задач. Испытуемые владеют программами, входящими в Microsoft office, владеют навыками поиска информации в Интернете.

Всего 23 человека, из них 8 юношей, 15 девушек

Группа №3

Испытуемые занимаются программированием, выходящим за рамки школьной программы, создают новые информационные продукты. Проявляют большую осведомленность в использовании ресурсов Интернет, активно их используют.

Всего 20 человек, из них 13 юношей, 7 девушек

Интересным представляется факт, что старшеклассники группы №3 наиболее критично оценивают уровень своей компетентности (средняя оценка в группе 3,2 балла по 5-балльной шкале). В то время как старшеклассники, вошедшие в группу №2, чаще всего ставили себе оценки "5".

Особенности сферы терминальных ценностей у старшеклассников с разным уровнем компетентности в использовании компьютера.

Анализ результатов показал, что независимо от уровня компетентности в использовании компьютера, у всех старшеклассников ведущее место в системе ценностей занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и высокое материальное положение. Это позволяют сделать вывод о том, что все испытуемые заинтересованы в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности. Они стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти не ограничены и что в первую очередь в жизни необходимо, добиваться наиболее полной их реализации. При этом они убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Для данных старшеклассников высокий уровень материального благосостояния часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.

Наименее значимыми ценностями является креативность и активные социальные контакты. Это свидетельствует о том, что испытуемые в меньшей мере стремятся к реализации свои творческих способностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Они не считают необходимым "ломать" стереотипы, тем самым, внося разнообразие в свою жизнь. Их устраивает размеренный ход жизни, и они не всегда стараются внести в нее что-то новое. В данный момент своей жизни старшеклассники не рассматривают в качестве важнейшей ценности благоприятные взаимоотношения с другими людьми. Для них, как правило, не очень значимы многие аспекты человеческих взаимоотношений, поэтому возможность общения с другими людьми они не считают самым ценным в своей жизни. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть их возраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Самое главное для них сейчас это учиться и получать новые знания. Наименее значимой для себя считают сферу семейной жизни. Можно предположить, что создание собственной семьи – довольно далекая перспектива, а возможность реализации собственных ценностей в родительской семье несколько ограничены. Гистограммы и таблицы, иллюстрирующие особенности сферы терминальнх ценностей у испытуемых трех групп, представлены в Приложении №2.

Задачей следующего этапа была проверка гипотезы о том, что у испытуемых с разным уровнем компьютерной компетентности существуют различия в ценностно - смысловой сфере. Для оценки достоверности различий мы использовали непараметрический критерий Манна – Уитни, поскольку непарметрические критерии применимы как к выборкам, соответствующим закону нормального распределения, так и несоответствующих этому закону. Использование компьютерной программы обработки данных SPSS-13 значительно облегчило нашу работу, что позволило проанализировать различия по достаточно большому числу параметров: 53 параметрам "Опросника терминальных ценностей" (ОТЕЦ) Сенина и 5 параметрам "Теста смысложизненных ориентаций" (СЖО) Д.А. Леонтьева. Таблицы, отражающие результаты статистического анализа, представлены в приложении № 3.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Основные виды и структура педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности являются воспитательная работа и преподавание. Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, на управление и контролирование деятельности детей в соответствии с поставленной целью. Преподавание определим как один из ви ...

Наблюдение - ведущий метод изучения природы
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Наблюдение как один из основополагающих методов обучения по природоведению и ...

Личность подростка и кризис личности в подростковом возрасте
Важнейшей особенностью личности в подростковом возрасте является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучше образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru