Педагогика и воспитание » Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников » Особенности воздействия экранных образов на детское сознание

Особенности воздействия экранных образов на детское сознание

Страница 1

Дети дошкольного возраста активно познают жизнь во всех ее проявлениях. Дошкольники живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - всех тех, кто всколыхнет детское воображение. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. И на этом этапе развития очень много зависит от окружения, что будет ребенку предъявляться как эталон сопереживания: добрый герой или злодей-пришелец.

Эмоциональный мир детства необыкновенно чуток к информационному окружению, к тому, что видит ребенок на экранах телевизора и компьютера, витринах магазинов и рекламных плакатах, на ярких страницах и обложках книг и журналов, что слышит на улице, дома, вокруг себя.

Восприятие ребенка (как и любого нормального человека) тяготеет к созданию целостного образа (целомудрию), к формированию гешталъта, к единой смысловой единице мира. Экран с его оптическими эффектами (опартом) противится этому оцельнению, предлагая алогичное, парадоксальное, противоестественное представление о мире, например, сочетание невозможного – тягучести и жесткости (как в картинах С. Дали - мягкий часовой циферблат). Предельно явно обнаруживается подобное при воздействии клипа, мгновенные образы которого способны как бы просачиваться сквозь барьер осознанного восприятия, минуя сознание, воздействуя на бессознательные структуры .

Оптические приемы, воздействие цвета в рекламе и фильмах, компьютерная графика с ее возможностями невозможного легко впечатываются в бессознательное, снимая противоречия между реальностью и иллюзией, явью и сном, объектом и субъектом, жизнью и смертью.

Доктор Деннисон полагает, что электронные устройства могут усугублять зрительный, слуховой и др. физиологические стрессы: видеоэкран обеспечивает только одну визуальную плоскость, ограничивая этим использование бинокулярного и периферийного зрения, а также глубокого восприятия. Этот стресс может вызывать отключение полушарных функций головного мозга, вхождение в особые состояния сознания – транс различной степени глубины.

Появившиеся впоследствии исследования на детях обнаружили специфику восприятия экранных образов: информация, получаемая ребенком с экрана, воспринимается им как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания, в связи с чем, на государственном уровне во многих странах был установлен законодательный контроль за содержанием телепрограмм в контексте детства.

В Германии, Швеции и других странах Европы появились специальные законы, ограничивающие доступ ребенка к телепрограммам, содержащим порнографию, насилие, рекламу алкоголя и табака, а также запреты на рекламные ролики, ориентированные на детей младше 12 лет.

В России с 1 сентября 2012 вступил в силу закон «О защите детей от негативной информации».

Закон «вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью».

С момента вступления в силу закона о защите детей, телевизионные передачи и фильмы, не предназначенные для детского просмотра, маркируются специальными значками, равноценными по величине логотипам каналов. Значок должен оставаться на экране минимум 8 секунд с момента начала передачи. Заменить его на текстовое или голосовое предупреждение телеканалы не могут.

В первую очередь специальным значком отмечаются все телепродукты, которые имеют ограничение для показа детям до 16 и 18 лет. Маркируются не только сами передачи и фильмы, но и их анонсы. Значки о «недетских» передачах и фильмах появились и в телепрограмме. Не маркируются только реклама или материалы с высокой исторической или художественной ценностью. В новом законе сказано, что детей необходимо защищать от информации:

- побуждающей к совершению действий, которые представляют угрозу их жизни или здоровью;

- побуждающей к употреблению наркотических веществ, табака и алкоголя, участию в азартных играх, занятию проституцией, попрошайничеством, бродяжничеством;

- побуждающей к насилию над людьми или животными и оправдывающими его;

- формирующей неуважение к семье и семейным ценностям;

- оправдывающая совершение противоправных поступков;

- содержащей нецензурные выражения;

- содержащей материалы порнографического характера.

Для определенных возрастных категорий детей введено ограничение на информацию, способную вызвать страх и панику, содержащую сведения об антиобщественных действиях (преступлении, насилии и т.д.), смерти, половых отношениях, а также грубую лексику, которая не относится к нецензурной. Ситуация усугубляется распространением бесконтрольной видеопродукции и «пиратских» компьютерных игр, за которыми дети проводят значительное количество времени. Тотальная захваченность детей экраном вызывает озабоченность родителей, ученых, специалистов.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Основные учебно-воспитательные задачи педагогического коллектива
Ведущим направлением методической работы в колледже на 2009 - 2010 учебный год должно стать внедрение современных образовательных технологий (СОТ) или их элементов в образовательный процесс с целью активизации познавательной деятельности студентов и повышения уровня их общих и профессиональных комп ...

Диагностика уровня знаний учащимися экспериментального класса существительных-наименований лица по профессии и роду занятий
Для проверки целесообразности и эффективности предложенной в работе системы был поставлен эксперимент. Цель эксперимента состояла в том, чтобы доказать эффективность работы над именем существительным - наименований лица по профессии и роду занятий по системе развивающего обучения Л.Я. Желтовская. О ...

Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования
Основной целью данного исследования является создание в рамках эстетического цикла школьных дисциплин такой методики преподавания музыки, которая не только формировала бы у учащихся музыкальные способности, но и способствовала раскрытию их духовного потенциала, воспитывала такие нравственные качест ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru