Педагогика и воспитание » Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников » Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста

Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста

Страница 1

Несмотря на демократизацию жизни в нашей стране (которую многие интерпретируют как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и неукоснительно выполнять следующие требования.

В отсутствии цензуры как таковой (как политико-нравственной системы) каждый человек, тем не менее, а в особенности родители, должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и как гражданина.

Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность как элемент общества, должны отвечать, прежде всего, идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.

К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору, компьютеру или видео. В связи с этим вступают в силу нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.

Социальный опыт (в т.ч. научные исследования, посвящённые «экраносимости» детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:

а) Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора, компьютера или видео должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать пребывание у экрана для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).

б) Основными методами регуляции процесса визуализации теле- и видео- программ для ребёнка-дошкольника могут быть:

- беседы с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);

- личные и общественные примеры (с показом, прежде всего, позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);

- игры (желательно дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);

- образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).

Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением и компьютером на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы, фильмы и игры и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного экранного материала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи (чтобы не получилась, образно говоря, схема «лебедь, рак и щука»). Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).

В любом случае ребёнок соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге - и смыслу жизни.

Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты с воспитателем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания, презентации и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий, консультаций и лекториев, проводимых ДОУ.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения
Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения. Определяя зрительное нарушение, одновременно определяют и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании. Зрительное нарушение — это острота зрения менее 0,3 на лучший г ...

Ценностно- смысловая сфера личности как важнейший регулятор поведения и деятельности человека
К исследованию ценностей и смыслов в разные годы обращались известные отечественные и зарубежные психологи: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.А., Леонтьев, Н.И. Непомнящая, В. Франкл, М. Рокич, К. Роджерс и др. Несмотря на различия в теоретических и методологических подходах, все и ...

Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация
В ходе обследования первой группы детей были получены следующие данные об уровне сформированности интонационной стороны речи, которые были отражены нами в таблицах. Таблица 1 Результаты обследования интонационной стороны речи у детей ОГ № Имя, фамилия Баллы Уровень сформированности интонационной ст ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru