Педагогика и воспитание » Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта » Современный подход к проблеме развития игровой деятельности у детей с умственной отсталостью

Современный подход к проблеме развития игровой деятельности у детей с умственной отсталостью

Страница 1

У детей с умственной отсталостью игровая деятельность в дошкольном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения остаётся на уровне манипуляций с игрушками. Большинство действий с игрушками, выполняемых детьми этой категории, отличаются однообразием и, как правило, не имеют игрового содержания.

Нарушение темпа психического развития и его своеобразие как бы предопределяют недоразвитие игровой деятельности у умственно отсталых детей уже в раннем детстве. Задержка сенсомоторного развития тормозит формирование у ребёнка более сложных системных процессов (память, мышление, речь), а также затрудняет процесс овладения основными видами деятельности. У детей с лёгкой умственной отсталостью предметная деятельность продолжительное время находятся на низком уровне по сравнению с нормальными детьми. Даже в возрасте 5–6 лет они нередко обнаруживают значительную беспомощность в мире окружающих предметов. Их действия с предметами часто имеют характер неспецифических манипуляций (бросают предметы и игрушки на пол, постукивают ими, сосут и грызут и т.п.).

Все эти расстройства приводят к длительной задержке развития у детей с умственной отсталостью всех компонентов игровой деятельности. Это наблюдается даже у детей, воспитывающихся в специальных дошкольных учреждениях. К концу дошкольного возраста они не достигают уровня, необходимого для целенаправленной самостоятельной игровой деятельности.

Необученные дети с умственной отсталостью в лёгкой степени, поступающие в возрасте 7–8 лет в пропедевтико-диагностический класс, чаще всего не обнаруживают потребности в игре. Будучи включёнными в игру, они не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к действиям с ними. Подчиняясь требованиям взрослого, они действуют безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий. У отдельных детей наблюдается избирательный интерес к игрушкам, выделяются любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть. Однако этот интерес размыт, недифференцирован, неустойчив, что проявляется в отсутствии даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают их внимания от игры, после чего игра прекращается.

К этому возрасту у детей не сформирован и целевой компонент. Их действия не имеют осмысленного целенаправленного характера. Ребёнок не умеет ставить перед собой конкретную, значимую для него игровую цель. Часто механически или по подражанию взрослому он выполняет те или иные простые манипулятивные действия с игрушками, нередко ни отражающие ни физических свойств, ни назначения предметов. И лишь под влиянием длительного обучения у некоторых формируется умение осознанно ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого (покатать куклу в коляске, покормить куклу и т.п.).

Вне специально организованного обучения дети с лёгкой умственной отсталостью лишь в возрасте 7–8 лет овладевают игровыми действиями процессуального характера, которые многократно стереотипно, однообразно повторяют, как правило, не сопровождая их эмоциональными реакциями и речью.

Вместе с тем в процессе обучения эти дети способны овладеть не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развёртывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для детей этой категории, поэтому они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от взрослого.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Современные зарубежные дидактические системы
Современные дидактические системы, основываясь на достижениях и ошибках прошлого, выдвигали новые концепции, которые должны были решить основную задачу обучения. Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности: Мет ...

Теоретическая поддержка темы «Водород»
Общая характеристика. Атомный номер водорода 1. Можно утверждать, что водород «образует естественную нижнюю границу» периодической системы, т. к. нет элемента с меньшим атомным номером. Упоминания о получении горючего газа при действии кислот на металлы встречаются в работах многих химиков (скорее ...

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения
Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения. Определяя зрительное нарушение, одновременно определяют и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании. Зрительное нарушение — это острота зрения менее 0,3 на лучший г ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru