Новая педагогика » Работа над малой формой в старших классах детской музыкальной школы на примере "Вокализа" Н. Ракова » Исполнительский анализ и методические рекомендации по изучению пьесы Н. Ракова "Вокализ"

Исполнительский анализ и методические рекомендации по изучению пьесы Н. Ракова "Вокализ"

Рассмотрим процесс работы над произведением на примере "Вокализа" Ракова. Как уже было сказано выше, необходимо рассказать ученику о композиторе (см. Введение).

Далее нужно обратить внимание ученика на название произведения - "Вокализ". В нем часто заложено основное настроение произведения. Здесь название жанровое.

Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С.В. Рахманинова, М. Равеля и др.).

Из самого названия уже ясно, что исполнение этого произведения потребует от ученика умения не только извлекать красивый звук, но и "петь" на инструменте. На первом уроке можно прослушать не только "Вокализ" Ракова, но и других композиторов в инструментальном и вокальном исполнении.

Проигрывая "Вокализ" впервые, необходимо сразу же соблюдать все динамические и агогические оттенки, штрихи. Потом необходимо установить форму. "Вокализ" написан в трехчастной репризной форме. Найти с учеником первый раздел, середину и репризу, определить штриховые и динамические сходства и различия между началом и репризой.

На первом же уроке можно отредактировать аппликатуру, штрихи (в случае, если она не устраивает по каким-либо причинам педагога или неудобна ученику).

Работая над этим произведением, ученику будет нужно сосредоточиться в работе над сменой струн, звукоизвлечением, а так же сменой позиций. Позиция это положение левой руки на грифе, которым называется положение большого пальца и первого пальца левой руки относительно порожка инструмента, позволяющее сыграть заданную последовательность звуков, не сдвигая руки. Деление грифа это вспомогательный прием, облегчающий изучение грифа. С ранним подготовительным движением ученик избавляется от хватательного рефлекса, мышечной зажатости и подготавливает вибрацию.

Типы переходов:

1. в позицию через открытую струну;

2. одним пальцем;

3. переход с вышележащего на нижележащий (подмена);

4. с нижележащего вверх и обратно;

В этом произведении встречаются все 4 типа переходов:

1 тип

2 тип

3 тип

4 тип

Нужно уделить внимание вибрато. Так как здесь его значение очень важно - это вокализ и для музыкального исполнения нужен певучий звук.

Смена позиций должна быть мягкой и не заметной. Нужно стараться играть на соседних струнах, для достижения равномерного тембра.

После концертного выступления преподаватель должен сделать выводы для себя, чтобы для дальнейшего развития ученика подбирать соответствующий технический и художественный материал.


Другое по теме:

Реализация аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Возьмем за основу введенные в пункте 1.3. аксиомы евклидовой геометрии и сравним с ними аксиомы, вводимые А. В. Погореловым, обращая внимание на порядок их введения. А. В. Погорелов начинает учебник со свойств принадлежности точек и прямых, аксиома 11 (хотя здесь А. В. Погорелов не называет это акс ...

Понятие и сущность способностей
Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные ва ...

Использование технических средств для развития внимания у младших школьников на уроках
Применение технических средств обучения приводит к повышению качества знаний учащихся, способствуют концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу. Технические средства необходимы для повышения качества обучения и помогают учителю решать следующие задачи: дать учащимся более полную и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru