Рассмотрим процесс работы над произведением на примере "Вокализа" Ракова. Как уже было сказано выше, необходимо рассказать ученику о композиторе (см. Введение).
Далее нужно обратить внимание ученика на название произведения - "Вокализ". В нем часто заложено основное настроение произведения. Здесь название жанровое.
Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С.В. Рахманинова, М. Равеля и др.).
Из самого названия уже ясно, что исполнение этого произведения потребует от ученика умения не только извлекать красивый звук, но и "петь" на инструменте. На первом уроке можно прослушать не только "Вокализ" Ракова, но и других композиторов в инструментальном и вокальном исполнении.
Проигрывая "Вокализ" впервые, необходимо сразу же соблюдать все динамические и агогические оттенки, штрихи. Потом необходимо установить форму. "Вокализ" написан в трехчастной репризной форме. Найти с учеником первый раздел, середину и репризу, определить штриховые и динамические сходства и различия между началом и репризой.
На первом же уроке можно отредактировать аппликатуру, штрихи (в случае, если она не устраивает по каким-либо причинам педагога или неудобна ученику).
Работая над этим произведением, ученику будет нужно сосредоточиться в работе над сменой струн, звукоизвлечением, а так же сменой позиций. Позиция это положение левой руки на грифе, которым называется положение большого пальца и первого пальца левой руки относительно порожка инструмента, позволяющее сыграть заданную последовательность звуков, не сдвигая руки. Деление грифа это вспомогательный прием, облегчающий изучение грифа. С ранним подготовительным движением ученик избавляется от хватательного рефлекса, мышечной зажатости и подготавливает вибрацию.
Типы переходов:
1. в позицию через открытую струну;
2. одним пальцем;
3. переход с вышележащего на нижележащий (подмена);
4. с нижележащего вверх и обратно;
В этом произведении встречаются все 4 типа переходов:
1 тип
2 тип
3 тип
4 тип
Нужно уделить внимание вибрато. Так как здесь его значение очень важно - это вокализ и для музыкального исполнения нужен певучий звук.
Смена позиций должна быть мягкой и не заметной. Нужно стараться играть на соседних струнах, для достижения равномерного тембра.
После концертного выступления преподаватель должен сделать выводы для себя, чтобы для дальнейшего развития ученика подбирать соответствующий технический и художественный материал.
Другое по теме:
О математических способностях
Выявление и развитие способностей учащихся является одним из основных назначений школы. Способности могут проявляться в самых разнообразных направлениях — к какому-нибудь виду мастерства, к литературе, к постановке физических опытов, к спорту и пр. Выявление и развитие математических способностей т ...
Задачи педагога в образовательной деятельности
Все преподаватели средних учебных заведений решают одновременно три главные задачи: обеспечить эффективное усвоение большого объема знаний; сформировать основы целостного системного мышления; способствовать умственному развитию учеников. Психолого-педагогические исследование свидетельствуют о том, ...
Биологическое разнообразие насекомых
Класс насекомых относится к типу членистоногих, где вместе с многоножками они образуют подтип трахейнодышащих. От близких групп членистоногих они отличаются следующей комбинацией признаков: тело поделено на голову, грудь и брюшко, имеется три пары ходильных ног, у большинства видов развиты крылья. ...