Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Опыт работы Европа-школы

Опыт работы Европа-школы

Страница 4

В начале 70-х годов Д.Б.Эльконин отошёл от непосредственного руководства экспериментом, а руководить экспериментальным исследованием стал В.В.Давыдов, который считал, что начальное обучение должно быть направлено на формирование у учащихся научно-теоретического стиля мышления, а для этого в основу обучения был положен принцип содержательного обобщения.

Группа психологов под руководством П.Я.Гальперина исследовала процесс интериоризации (переход извне во внутрь) и разработала теорию поэтапного формирования умственных и практических действий.

Все эти группы психологов проводили свои исследования главным образом в чисто научных целях, считая, что установление психологических закономерностей развития ребёнка наиболее целесообразно проводить в процессе формирования у детей изучаемых качеств, знаний, умений, навыков, действий. Это была основная стратегия исследования процессов развития ребёнка и особенно развития его мышления.

В 1977 году после смерти Л.В.Занкова исследования в школах прекратились. Вскоре в школах был прекращён ряд других исследований. И только в начале 90-х годов вспомнили, что в лабораториях Л.В.Занкова и В.В.Давыдова были разработаны учебные пособия для учителей и учащихся начальных классов. Эти пособия их переработки были изданы массовым тиражом, и началась эпоха внедрения в начальную школу развивающего обучения по Занкову и по Давыдову. При этом было забыто, что эти пособия создались для проведения экспериментальных исследований и что созданы они были свыше 20 лет назад, когда и страна, и дети были совсем иными, чем сейчас.

Вот почему сейчас закономерно идёт острая дискуссия вокруг этого направления реформы начального образования. Какие положения теории развивающего обучения по Занкову и Давыдову вызывают особые возражения?

Первое возражение связано с призывом В.В.Давыдова: «всю систему обучения необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них совершенного научно-теоретического мышления». Этот призыв В.В.Давыдова, содержащийся в учебных пособиях, пытаются осуществить и в начальной школе. Но такое направление начального образования таит в себе ряд опасностей для развития детей. Первая опасность, как это очень чётко показал А.М.Кушнир в статье «Зачем ребёнок приходит в школу», состоит в том, что тем самым создаётся резкий разрыв между дошкольным и школьным периодами естественного развития мышления ребёнка. Вторая опасность состоит в резком снижении эмоциональной окраски учебного материала, ибо сугубо теоретический материал сух и скучен для ребёнка, он далёк от его интересов и жизненного опыта. Тем самым не удовлетворяется в должной степени острая потребность детей в эмоциональном насыщении. Академик Б.В.Раушенбах, обсуждая вопрос о способах познания мира, писал, что «образное, внерациональное восприятие мира – это тоже необходимый источник нашего знания…Человеку нужно целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное восприятие его. Мир следует постигать… и мыслью, и сердцем. Лишь совокупность научной и «сердечной» картины мира даёт достойное человека отображение мира в его сознании и сможет быть надёжной основой для поведения».

Вызывает возражение и принцип осознания детьми содержания и цели учения, принятый как в теории Занкова, так и в теории Давыдова. Точнее, не сам по себе этот принцип, а его трактовка в этих теориях

С.П.Рубинштейн указывал, что «существует…два вида учения или, точнее, два способа научения и 2 вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями, как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности, в которую он включён».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Особенности изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Приоритет коррекционный и воспитательных задач в процессе обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности закономерен, поскольку школьники с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью обладают ограниченными возможностями овладения как з ...

Изучение особенностей семейного воспитания и общения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Цель исследования: изучить особенности семейного воспитания семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями Планируя исследование, мы поставили перед собой следующие задачи: 1) определить стиль семейного воспитания семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями; 2) выявить нару ...

Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной деятельности учителя
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составля­ющей профессиональной деятельности. От того, насколько эф­фективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога. ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru