Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Современные теории обучения

Современные теории обучения

Страница 2

ассоциативно-рефлекторная концепция;

теория поэтапного формирования умственных действий;

концепция проблемно-деятельностного гуманного обучения;

концепция развивающего обучения;

концепция программированного обучения;

концепция личностно-ориентированного образования;

контекстное обучение;

бихевиористская теория научения;

гештальттеория усвоения;

суггостопедическая концепция обучения;

обучение на основе нейролингвистического программирования и

другие.

Рассмотрим одну из них: Теория развивающего обучения восходит ко времени Конфуцция, который в своих дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении – обеспечение всестороннего развития человека, Эту идею развивали в своих философских трудах Сократ, Квинтилиан. Наибольшее развитие идеи развивающего обучения в XVI – XVIII вв. Заслуга в этом выдающихся педагогов и философов. – М. Монтеля, Я. А. Колинского, Ж. – Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега и др. Среди руских педагогов, изучавших эту проблему, следует отметить Н. И. Новикова, Н. И. Пирогова, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого. Весомый вклад в становление теории развивающего обучении внёс Л. С. Выготский. Идеи развития, как считал учёный, имеет непосредственное отношение к одному из центральных периодов социальной жизни человека – к обучению, которое организуют для него другие люди. По Выготскому, существует единство, не тождественность процессов обучения и внутренних процессов развития. ". . . Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, - писал Л. С. Выготский, - тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. . . " Между процессами развития и обучения устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой наперёд данной, априорной умозрительной формулой. Одно из первых определений понятия развивающего обучения было дано В. В. Давыдом, определявшим развитие как воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которые реализуются в процессе их присвоения. Тем самым присвоение представлено учёным, как процесс воспитания и обучения в широком смысле, как всеобщая форма психического развития человека. Современная дидактика в развитии теории развивающего обучения основывается на выделении двух типов мышления: рассудочно-эмперического и теоретического. Главная цель развивающего обучения – развитие теоретического мышления, имеющего своё особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления. Теоретическое мышление – область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему мира. Эмпирическая мысль ориентирована на внешние, чувственно – воспринимаемые свойства: обобщения, выполняемое на материале многих задач, также базируется на внешних признаках (размер, цвет и пр. ). Теоретическое мышление – это другой способ ориентации, обеспечивающий выделения всеобщего для этого класса задач, отношений, то есть первый аналитический уровень обобщения. По мере развития концепции развивающего обучения на первый план исследований вышло понятие учебной деятельности. Освоение учебной деятельности, наряду с развитием теоретического мышления, - одна из главных задач обучения, по крайней мере, на уровне начальной школы. Концепция развивающего обучения позволяет утверждать, что процесс развития – это процесс формирования определенного набора познавательных процессов личности и операций деятельности, и обучение должно быть направлено на формирование таких структур и операций. Подобное стремление достаточно чётко просматривается в идеях Л. В. Занкова, в работах Н. Ф. Талызиной и др. Технология этого направления в развивающем обучении предусматривает отработку выделения признаков объекта, операций с понятиями и классами объектов и т. п. Разные подходы к развивающему обучению не исключают, а дополняют друг друга, поскольку очевидно, что в процессе обучения должна создаваться определённая система знаний, должен отрабатываться определённый стиль мышления, должна формироваться прогрессивная технология деятельности по получению, усвоению и использованию опыта. К сожалению, используемые в отечественном образовании (дошкольном, школьном, профессиональном) технологии в целом ближе к знания - суммирующим, чем к интеллектуальноразвивающим. И перенос центра тяжести с первых технологий на вторые – насущная задача образования на всех уровнях, весомый его вклад в оздоровление общества. С термином развивающее обучение обычно не связаны никакие конкретные системы развивающего обучения, оно понимается как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется большое внимание процессу интеллектуального развития человека и который направлен на формирование его знаний в виде разумно организованной системы, на отработку познавательных структур и операций в рамках этой системы.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Комплекс упражнений и подвижных игр, способствующих формированию навыков владения мячом у старших дошкольников
Проведя теоретический анализ литературы и практической работы воспитателей старших групп детского сада, мы разработали комплекс упражнений, направленный на формирование навыков владения мячом у старших дошкольников. Данный комплекс использовался нами на занятиях по физической культуре, а также в те ...

Средства и методы развития гибкости
Гибкость – подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости: – активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям; – пассивную, максимальная величин ...

Русская историко-методическая мысль конца ХIХ – начала ХХ вв. о целях и задачах школьного исторического образования
В конце ХIХ – начала ХХ вв. усилившиеся в России модернизационные процессы затронули и сферу образования, развивавшуюся в этот период с небывалой для него быстротой и силой. Основными факторами этого развития были резко возросшие потребности страны в образовании, общественная деятельность в области ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru