Одним из важнейших требований новой начальной школы является устранение упрощённого взгляда учителя на воспитание и осознание им существенной разницы между обучением и воспитанием. Если обучение – это, главным образом, передача знаний, которую можно формализовать, то воспитание невозможно вне личностных отношений, вне общения с человеком-личностью. Воспитание должно осуществляться путём создания условий для сопереживания в процессе такого общения, для большой работы личности над собой, обогащения духовной жизни ребёнка.
Первостепенное значение в воспитании должно отводиться искусству, расширению границ общения с ними. Эстетическое обучение должно пронизывать всю организацию жизнедеятельности ребёнка в школе. Необходимо широко открыть двери школы людям глубоко образованным, деятелям науки и культуры, так как личность воспитывается только личностью.
Рассматривая развитие ребёнка в онтогенезе, некоторые психологи выделяют три этапа становления личности как существа разумного, как индивида в его соматических и психологических свойствах и проявлениях. Первый из них – дошкольный, второй – младший школьный, третий – младший подростковый. Именно на этих этапах, утверждают психологи, закладываются фундаментальные свойства и качества личности, в значительной мере определяющие характер, умственные и нравственные проявления человека, его поведение в человеческом обществе.
В связи с этим важно обеспечить полную преемственность в обучении, воспитании, развитии ребёнка на всех указанных этапах. Начальное образование - это органическое и естественное продолжение продолжение процесса воспитания, обучения, развития личности, начатого в дошкольный период жизни человека, и основа успешного перехода на новый этап становления и развития ребёнка в базовой школе и далее – в школах профильной и высшей.
Обучение и воспитание в новой трёхступенчатой начальной школе обуславливается следующими задачами: ориентацией обучения наличность ребёнка, его развитие, на формирование и развитие учебной деятельности, включающей в себя как личностно-мотивационные, так и операционно-деятельностные компоненты; на осуществление полной преемственности в обучении, воспитании и развитии ребёнка от 5 до 12 летнего возраста и далее, что существенно отличает новую систему от традиционной, где существует ощутимый разрыв между дошкольным, начальным и средним звеньями системы образования , и в которой, постоянному контролю подвергаются только «предметные» задачи обучения, а не развитие личности, что создаёт большие трудности в обучении между учеником и учителем.
Концепция новой начальной школы предполагает построить начальное образование как единую трёхступенчатую структуру (приложение таблица №1):
1 ступень начальной школы (5,6 – 6,7 лет; 1 год) выполняет функции подготовки малышей к обучению. В возрасте 5-6 лет происходит постепенное систематическое и планомерное вхождение в обучение.
Характерно, что дети данного возраста охотнее играют в «школу», чем в «детский сад», стремясь в игре отразить не столько своё настоящее, сколько близкое будущее. Именно в этом возрасте в игре происходит перестройка мотивов. 5 – 6-летние дети играют не только ради удовольствия, получаемого от самого процесса игры, но и ради новых знаний и умений. Они начинают отличать учебную деятельность, как и труд, от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровой форме.
Дети данного возраста приучаются руководствоваться в своей деятельности учебными заданиями, внимательно следить за объяснением; усваивают сообщения или знания. У них появляется стремление к расширению знаний, к усвоению навыков и умений.
Другое по теме:
Развитие творческих способностей через обучение решению
текстовых задач
Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи. Не останавливаясь на неоднократно отмечавшемся значении таких задач, как простейшей, но достаточно четкой модели применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод р ...
Анализ литературы по проблеме формирования навыков общения у детей с
умственной отсталостью
Анализ современной логопедической литературы показывает, что основное внимание исследований в этой области сосредоточено на проблемах собственно языкового развития детей с речевой патологией. Вопрос о специфике развития невербальных средств общения у данной категории детей, о характере (конвенциона ...
Основные периоды и этапы становления методики преподавания математики в
России
Ряд исследователей, таких как Ю.М. Колягин, Т.С. Полякова, О.А. Саввина, О.В. Тарасова, Р.С. Черкасов, в своих работах предлагают разные подходы к периодизации развития математического образования. В научных работах И.К. Андронова и Р.С. Черкасова предприняты попытки определить не только периодизац ...