Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Концепция новой начальной школы в России

Концепция новой начальной школы в России

Страница 7

Комплексный анализ действующей в России системы начального образования, проведённый коллегией Министерства общего и профессионального образования РФ, свидетельствуют о том, что в последние годы проведена значительная работа по развитию содержания образования в начальной школе, создание новых учебников, внедрению новых образовательных систем.

Вместе с тем обозначился ряд проблем, требующих решения в ближайшие годы.

При очевидном дефиците учебного времени резко возрастает интенсивность учебного процесса, что ведёт к перегрузке, резко выраженной утомляемости, следствием чего является нарушение физического и психического здоровья обучающихся.

Четырёхлетняя школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребёнка в школе, позволяет снять негативные эффекты школьного стресса, способствует плавному переходу ребёнка из дошкольного детства к систематическому обучению.

Четырёхлетний срок обучения в начальной школе создаёт условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников, поддержания их интереса к учению и углубляет познавательные интересы, а в учебном плане даёт возможность шире представить предметы эстетического цикла и физической культуры.

Зарубежный опыт показывает, что большинство стран мира имеют четырёхлетний и более продолжительный срок обучения. По результатам международных сравнительных исследований, проведённых в 46 странах мира, только 2 страны (Россия и Швейцария) имеют два потока детей, имеющих обучение с 6 и 7 лет. В РФ накоплен значительный опыт, свидетельствующий об эффективности работы 4-летней начальной школы. Разработан и успешно используется полный комплект вариативных учебников и программ для 1-4 классов, в институтах повышения квалификации сложилась система переподготовки учителей, средние и высшие педагогические учебные заведения готовят выпускников к работе 4-летней начальной школе.

С учётом вышеизложенного региональным и муниципальным органом управления образованием необходимо проанализировать состояние системы начального образования в регионе, контингент детей.

При этом необходимо обеспечить право родителей на определение возраста поступления ребёнка в школу, т.е. с 6 и 7лет.

В последние годы всё активнее обсуждается вопрос о пролонгации начальной школы ещё на 1-2 года с целью более эффективного решения задач детей в возрасте 7-12 лет. Год назад в Москве была запущена специальная городская экспериментальная площадка «Шестилетняя начальная школа», на базе которой руководство Департамента образования Москвы хотело бы изучить эту проблему и найти оптимальный способ обеспечения преемственности между начальной и основной школой. Одним из условий, которое могло бы помочь решить эту проблему, является разновозрастное сотрудничество детей начальной школы и учащихся 5-х классов.

Вашему вниманию предлагается материал одной из школ развивающего обучения, активно работающей в составе данной городской экспериментальной площадки.

Одна из задач современной школы – сформировать молодого человека, способного учить самого себя. Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому.

Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений – место учителя детей из 1-4 классов, может стать одним из существенных элементов школы, отвечающим особенностям детей.

Место «младшего учителя» - посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью. Таким образом, в современной школе разновозрастное учебное сотрудничество подростков и младших школьников может стать средством решения двух задач.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru